По каким нормам нужно списывать топливо

Нормы расхода топлива для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.1998 г. № 43. Однако, несмотря на то что данный документ не зарегистрирован в Минюсте, довольно часто возникает вопрос касательно необходимости его применения. Вопрос неновый, однако дискуссии по этому поводу не утихают до сих пор

Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте утверждены приказом Минтранса от 10.02.1998 г. № 43 (далее — Приказ № 43). Как указано в преамбуле Приказа № 43, нормы предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходами, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расходов топлива.

Однако Приказ № 43 не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

Напомним!

Госрегистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида, если в них есть одна или больше норм, которые:

  • затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан;
  • имеют межведомственный характер, то есть являются обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, не входящих в сферу управления органа, издавшего нормативно-правовой акт (п. 4 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.1992 г. № 731, далее — Положение о госрегистрации).

В свою очередь, если акт направлен на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений министерств, других органов исполнительной власти и не содержит новых правовых норм или содержит информацию персонального, оперативно-распорядительного, рекомендательного, разъяснительного и информационного характера, то настоящий акт не подлежит регистрации в Минюсте (п. 5 Положения о госрегистрации).

Приказ № 43 не был подан на регистрацию в Минюсте. Таким образом, смело можно говорить, что настоящий Приказ не является нормативно-правовым актом, который распространяется на все без исключения предприятия, использующие автомобили. О том, что Приказ № 43 носит рекомендательный характер, отметило и ГлавКРУ в своем письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232.

Вместе с тем Госадминистрация автомобильного транспорта в своем письме от 12.08.2009 г. № 3623-21/07/19-09 отметила, что Приказ № 43 предназначен для предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц) различных форм собственности, которые действут на территории Украины и эксплуатируют автомобили. Однако об обязанности использования настоящего приказа Госадминистрация автомобильного транспорта не упоминает.

Мнение же налоговиков по данному вопросу однозначно: «списание горюче-смозочных материалов осуществляется исходя из данных о пробеге автомобиля, определенных на основании путевого листа, и норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 с изменениями и дополнениями». Такая позиция была высказана в консультации в ЕБНЗ1(подкатегория 102.07.20).

Речь идет о том, что контролеры настаивают на использовании Приказа № 43. Хотя ни Налоговый кодекс Украины, ни другие нормативные акты не акцентируют на обязанности использования именно данного Приказа.

Каково мнение судов касательно этого? И здесь не все так однозначно.

Большинство судебных решений по применению Приказа № 43 касаются бюджетных учреждений. Стоит отметить, что бюджетные учреждения, как правило, придерживаются положений Приказа № 43, ведь такой порядок списания ГСМ является предметом проверки Госфининспекции (пп. 11.11.3 Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90). Хотя одни суды говорят об отсутствии обязанности касательно соблюдения норм Приказа № 43 (см. определение ВАСУ от 06.06.2013 г. по делу № К-39866/10-С и определение ВАСУ от 26.06.2012 г. по делу № К/9991/50102/11), а другие — о необходимости в части норм о списании топлива (см. постановление Донецкого окружного админсуда от 17.04.2013 г. по делу № 805/483/13-а).

Физическим лицам — предпринимателям, по нашему мнению, не нужно применять нормы Приказа № 43. Аргументируем.

Во-первых, как указано в преамбуле Приказа № 43, данные нормы «<...> предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах <...>». Кроме того, о том, что настоящие нормы предназначены для юрлиц, говорит и Госадминистрация автомобильного транспорта в своем письме от 12.08.2009 г. № 3623-21/07/19-09.

Во-вторых, подтверждает такую позицию и Киевский окружной админсуд. В своем постановлении от 02.10.2012 г. по делу № 2а-4314/12/1070 он справедливо отметил: «организационно-правовую форму истца (физического лица — предпринимателя. — Прим. авт.) не следует отождествлять с организационно-правовой формой таких субъектов, как предприятие, организация и/или учреждение, упомянутые в преамбуле к настоящему Приказу. Вследствие этого применение к истцу контролирующим органом норм вышеприведенного Приказа Министерства транспорта Украины является противоправным». Даже больше! Киевский окружной админсуд также отметил, что настоящий Приказ не является обязательным для применения, поскольку указанный нормативно-правовой акт, вопреки п.п. 1, 2 Указа Президента Украины от 03.10.1992 г. № 493, не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Касательно же обычных предприятий, то суды в основном акцентируют на рекомендательном характере Приказа № 43. При этом списание топлива на предприятии должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО урегулировано внутренними приказами на предприятии и подтверждено соответствующими расчетами. Так, Днепропетровский окружной админсуд в своем постановлении от 23.01.2013 г. по делу № 2а/0470/14635/12 отметил: хотя Приказ № 43 и носит рекомендательный характер, списывать ГСМ на предприятии необходимо с учетом его норм и в соответствии с утвержденными на предприятии документами.

Следовательно, предприятие МОЖЕТ, но не обязано использовать нормы, утвержденные Приказом № 43. Для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, которые будут устанавливать нормы расхода ГСМ с учетом всех технических характеристик авто, эксплуатационных норм и прочих факторов. Тем более что такое право предусмотрено и самим Приказом № 43.

Так, фактические потребности и нормативные расходы топлива определяют по отчетным документам (установленным предприятиями, в том числе — с использованием современных информационных технологий и спутниковых систем навигации и т.д.) с указанием условий эксплуатации, и которым могут быть применены соответствующие коэффициенты корректировки базовой нормы, которые учитывают влияние на потребление топлива тех или иных условий (пп. 3.5.4 Приказа № 43).

Какие документы подтвердят правомерность установленных на предприятии норм расхода топлива?

Нормы расхода топлива, а также условия и порядок применения корректирующих коэффициентов могут быть утверждены приказом по предприятию. Списание же топлива чаще всего осуществляется на основании путевых листов. Хотя и здесь не все так просто. Подробнее об этом читайте в материале «По какому документу списывать расходы на ГСМ» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 16 (25) за 2013 год.

Итак, несмотря на неоднозначность ситуации по применению Приказа № 43, мы все же рекомендовали бы ориентироваться на установленные им нормы. Если фактические расходы существенно отличаются от установленных норм с учетом корректирующих коэффициентов, то уместно будет во внутренних документах обосновать данные расходы и провести соответствующий расчет на предмет эффективности использования топлива.

Ирина ЛИТВИНЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Единая база налоговых знаний. Размещена на официальном сайте Миндоходов Украины— www.minrd.gov.ua.