Нормы расхода топлива для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.1998 г. № 43. Однако, учитывая то что этот документ не зарегистрирован в Минюсте, зачастую возникает вопрос о необходимости его применения. Вопрос неновый, но дискуссии не прекращаются до сих пор

Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте утверждены приказом Минтранса от 10.02.1998 г. 10.02.1998 г. № 43 (далееПриказ № 43). Как отмечается в преамбуле (раздел «Общие положения») Приказа № 43, данные нормы предназначены для планирования потребностей предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходами, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Вместе с тем отметим: Приказ № 43 не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

Напомним

Госрегистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида, если у них есть одна или более норм, которые:

  • затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливают новый или изменяют, дополняют либо отменяют организационно-правовой механизм их реализации;
  • носят межведомственный характер, т.е. являются обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые не входят в сферу управления органа, издавшего нормативно-правовой акт (п. 4 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.1992 г. № 731, далее — Положение № 731).

При этом Приказ № 43акт нормативно-технического характера и в соответствии с пп. «е» п. 5 Положения № 731 государственной регистрации в Минюсте НЕ подлежит, т.е. он является действующим без таковой. Это прямо указано в письме Министерства юстиции Украины от 28.02.2014 г. № 1112-0-4-14/10.1 и подтверждается Мининфраструктуры в письмах от 17.02.2014 г. № 1545/25/10-14, от 13.03.2014 г. № 2534/25/10-14.

На заметку!

Согласно пп. «е» п. 5 Положения № 731, на государственную регистрацию не подаются акты рекомендательного, разъяснительного и информационного характера (методические рекомендации, разъяснения, в т.ч. налоговые и т.д.), нормативно-технические документы (национальные и региональные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, кодексы установившейся практики, формы отчетности, в т.ч. относительно государственных статистических наблюдений, административных данных и др.).

Мы считаем, что поскольку Приказ № 43 не был представлен на регистрацию в Минюсте, смело можно утверждать, что он не является нормативно-правовым актом, который распространяется на все без исключения предприятия, использующие автомобили. К слову: о том, что Приказ № 43 носит рекомендательный характер, в свое время отмечало и ГлавКРУ в письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232.

Однако, к сожалению, большинство государственных органов всячески намекают на необходимость применения Приказа № 43.

Так, Госадминистрация автомобильного транспорта в письме от 12.08.2009 г. № 3623-21/07/19-09 отмечала, что Приказ № 43 предназначен для предприятий, организаций и учреждений (юридических лиц) разных форм собственности, действующих на территории Украины и эксплуатирующих автомобили. Да и Минифраструктуры в вышеупомянутом письме от 17.02.2014 г. № 1545/25/10-14 среди прочего подчеркивало, что Приказ № 43 применяют, в частности, субъекты хозяйствования независимо от формы собственности. Аналогично в более свежем письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17 Мининфраструктуры указало:

«...считаем, что списание топлива и смазочных материалов дорожным транспортом субъектов хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности или формы налогообложения целесообразно осуществлять в соответствии с Нормами по единой прозрачной системе».

И в том же письме отмечается:

«...считаем целесообразным поддержать требования органов Государственной фискальной службы Украины относительно обязательности списания расходов топлива и смазочных материалов дорожным транспортом, а также осуществления контроля правильности и обоснованности этих расчетов субъектами хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности или формы налогообложения по единой прозрачной системе, что достигается благодаря применению норм».

Кстати, из последней цитаты абсолютно понятна позиция ГФС по данному вопросу: Приказ № 43 применять обязательно. Об этом также свидетельствует многочисленная судебная практика.

Правда, на сегодняшний день споров между контролерами и субъектами хозяйствования по этому вопросу стало меньше. Так, если ранее налоговики выступали против включения в налоговые расходы стоимости топлива, израсходованного сверх норм, установленные Приказом № 43 (при исчислении налога на прибыль), то сейчас их позиция изменилась. В частности, в письме от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15 ГФС подчеркнула:

«Таким образом, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов учитываются при определении финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета в случае их подтверждения надлежащим образом оформленными первичными документами.

При этом Кодексом не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на сумму превышения расходов топлива над линейной нормой, установленной приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 № 43».

Собственно, аналогичные соображения налоговиков изложены и в более раннем письме ГФС — от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15.

То есть, если подытожить, при нынешнем подходе налоговиков предприятия могут без боязни включать в расходы стоимость всего списанного топлива (как в пределах, так и вне пределов норм, определенных Приказом № 43): если хозяйственные операции по приобретению такого топлива подтверждены надлежащим образом оформленными первичными документами, все они будут участвовать в расчете финансового результата до налогообложения.

А вот плательщики НДС, как и ранее, остаются под прицелом налоговиков в первую очередь. Так, последние убеждены: топливо, используемое сверх норм из Приказа № 43, является использованным в нехозяйственной деятельности. А значит — ранее сформированный при приобретении такого топлива налоговый кредит необходимо компенсировать путем начисления налоговых обязательств на основании пп. «г» п. 198.5 НКУ. Именно такое видение фискалов сегодня является основной причиной свежих судебных споров.

Так или иначе, но, как и ранее, так и теперь в вопросе обязательности применения Приказа № 43 суды в большинстве своем поддерживают плательщиков, что, безусловно, не может не радовать.

Так, ВАСУ в определении от 16.02.2016 г. по делу № 809/1074/15 (К/800/49593/15) подчеркнул: Приказ № 43 не носит императивный характер для обществ с ограниченной ответственностью, и действующее налоговое законодательство не содержит предостережений относительно невозможности включения в расходы и налоговый кредит фактических расходов на топливо, превышающих нормы, определенные Приказом № 43.

При этом важно! В этом же решении ВАСУ сделал акцент: списание топлива на предприятии должно быть обязательно урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами. Для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, в которых должны устанавливаться нормы его расхода с учетом всех технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и прочих факторов.

О необязательности применения Приказа № 43 физическими лицами — предпринимателями и предприятиями, не состоящими в подчинении Мининфраструктуры, говорится также в определениях ВАСУ от 06.06.2013 г. по делу № К-39866/10-С, от 13.04.2016 г. по делу № 805/10769/13-а (К/800/64715/13), постановлении ВС/КАС от 03.04.2018 г. по делу № 817/1429/16 (К/9901/3533/17) и в многочисленных решениях судов низших инстанций.

Таким образом, предприятие МОЖЕТ, но НЕ ОБЯЗАНО использовать нормы, утвержденные Приказом № 43. Для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, которыми будут установлены нормы расхода ГСМ с учетом всех технических характеристик авто, эксплуатационных норм и прочих факторов. Помимо того, что на это обращают внимание суды, данное право предусмотрено и самым Приказом № 43.

Так, фактические потребности и нормативные расходы топлива определяют по отчетным документам (установленным предприятиями, в т.ч. с использованием современных информационных технологий и спутниковых систем навигации и т.д.) с указанием условий эксплуатации, к которым могут применяться соответствующие коэффициенты корректировки базовой нормы, учитывающие влияние на потребление топлива тех или иных условий (пп. 3.5.4 Приказа № 43).

Какие именно документы подтвердят правомерность установленных на предприятии норм расходов топлива?

Нормы расхода топлива, а также условия и порядок применения корректирующих коэффициентов могут быть утверждены приказом по предприятию. Вместе с тем безопаснее будет, чтобы утвержденные нормы не слишком отличились от прописанных в Приказе № 43. Если же фактические расходы существенно отличаются от установленных норм с учетом корректирующих коэффициентов, то уместно во внутренних документах обосновать данные расходы и провести соответствующий расчет на предмет эффективности использования топлива.

Списание же топлива чаще всего осуществляется на основании путевых листов. Хотя и здесь не все так просто. Подробнее об этом читайте в материале «По какому документу списывать расходы на ГСМ», который будет опубликован в следующем номере.