Комплекс работ по капитальному ремонту здания: как отразить в учете

Предприятие планирует начать капитальный ремонт здания (перекрыть крышу, заменить окна, переделать отопление). Ремонтные работы будут проводиться как подрядчиком, так и собственными силами предприятия. Как отразить данный ремонт в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли составлять приказ о выводе объекта основных средств из эксплуатации?

ОТВЕТ: Бухгалтерский и налоговый учет будут немного отличаться, несмотря на общую специфику отражения ремонта в учете. Итак, обо всем последовательно.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения комплекса данных ремонтных работ в учете зависит от того, приводят они к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, или нет. Ведь в первом случае расходы на ремонт здания будут отражаться как капитальные инвестиции в объект основных средств, а во втором — как расходы периода (п.п. 14 – 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть, направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что повлияет в будущем на увеличение экономических выгод, осуществляются ли они для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности данных расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561, далее — Методрекомендации № 561).

В то же время если планируется проводить комплекс работ (как говорится в вопросе), то следует четко определить: ремонтные работы в учете можно рассматривать в комплексе или отдельно.

Ведь если мы говорим о комплексе работ, то одни могут приводить к поддержанию объекта в пригодном для использования состоянии, другие же — к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

Так, замену кровли и окон здания можно рассматривать как текущий ремонт, ведь здесь фактически имеет место поддержание здания в пригодном для использования состоянии. Впрочем, нельзя исключать, что осуществляется замена кровли здания на новую и очень качественную (которая, в свою очередь, достаточно дорогостоящая), может рассматриваться и как улучшение здания.

Полная замена системы отопления, скорее всего, является не чем иным, как улучшением основного средства (здания). Хотя опять же, решение касательно этого должен принять руководитель.

После того, как решение о характере и признаках осуществляемых ремонтных работ принято, данную операцию необходимо корректно отра­зить в учете и составить все необходимые документы. Бухгалтерский учет фактически будет зависеть от двух факторов:

1) от решения руководителя касательно характера и признаков ремонтных работ (как капитальные инвестиции в объект основных средств или как поддержание здания в рабочем состоянии);

2) кто выполняет ремонтные работы (подрядчик или владелец основного средства).

Более подробно о том, как отражать капитальный ремонт в бухучете (как текущие расходы или как капитальные инвестиции) и особенностях документального оформления данного ремонта читайте в материале «Ремонт и улучшение основных средств: важнейшие аспекты бухгалтерского учета» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 10/2013. Чтобы не повторяться, в рамках нашей статьи рассмотрим лишь пример учета, исходя из условий примера (см. далее).

Обязательно ли составлять приказ о временном выводе объекта из эксплуатации?

Законодательно норма о выводе объекта из эксплуатации определена пп. 145.1.2 НКУ, согласно которому начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта и приостанавливается на период его вывода из эксплуатации (для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других причин) на основании документов, свидетельствующих о выводе данных основных средств из эксплуатации). О приостановлении начисления амортизации на период вывода объекта из эксплуатации говорит и п. 146.15 НКУ. При этом обращаем внимание, что, учитывая характер ремонтных работ, который может отличаться в каждом конкретном случае, по нашему мнению, решение о выводе объекта из эксплуатации должен принимать непосредственно руководитель.

Логично, что приказ о временном выводе здания из эксплуатации следует составлять в том случае, когда в связи с проведением ремонтных работ работать в таком здании невозможно.

Например, если во время ремонта все сотрудники переезжают работать в другой офис, а все работы, которые при этом проводились в здании (расфасовка товаров, работа оборудования или устройства и т.д.) приостанавливаются, в данном случае нужно составлять приказ о выводе объекта из эксплуатации. Ведь фактически на период ремонтных работ здание не будет использоваться не только по своему прямому назначению, но и вообще в хозяйственной деятельности.

При условии же если ремонтные работы не мешают работе в здании, то приказ о временном выводе объекта из эксплуатации не составляют.

С примерным образцом приказа можно ознакомиться здесь.

Налоговый учет

В налоговом учете действует 10%-й лимит на отражение ремонтных расходов.

Согласно п. 146.12 НКУ, сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств (в том числе арендованных или полученных в концессию или созданных (построенных) концессионером) в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится налогоплательщиком к налоговым расходам.

Расходы на ремонт и улучшение, превышающие упомянутый 10%-й лимит, увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств, касательно которого осуществляются ремонт и улучшение (п. 146.11 НКУ).

В то же время НКУ не разграничивает понятий ремонт и улучшение, как это делает П(С)БУ 7. И хотя п. 146.11 НКУ, раскрывая понятие улучшение, говорит лишь о модернизации, модификации, достройке, дооборудовании и реконструкции, это не означает, что непосредственно о ремонте или прочих видах улучшений здесь речи не идет. Ведь пп. 139.1.5 и п. 144.1 НКУ разрешают утверждать, что по данной схеме учитываются и какие-либо другие виды улучшений основных средств.

Подробнее о расчете 10%-ого лимита и о порядке отражения расходов на ремонт в налоговом учете читайте в материале «Ремонт и улучшение основных средств: основное в налоговом учете» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 14/2013.

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет на примере.

Пример

Предприятие (плательщик налога на прибыль, плательщик НДС) решило осуществить комплекс работ по капитальному ремонту административного здания (основное средство группы 3).

Комплекс ремонтных работ включает:

1) перекрытие крыши здания. Шифер решили заменить металлочерепицей. Снятый шифер планируется использовать для перекрытия другого здания. Стоимость всех необходимых материалов, которые нужны для перекрытия, — 48 тыс.грн (в т.ч. НДС — 8 тыс.грн). Данные работы предприятие проводит самостоятельно (занято 5 работников, заработная плата которых — 3000 г8рн);

2) замена окон. Общая стоимость данных работ (стоимость окон и вспомогательных материалов) — 24 тыс.грн (в т.ч. НДС — 4 тыс. грн). Эти работы предприятие осуществляет собственными силами. В работах задействованы 3 работника, заработная плата которых — 2500 грн);

3) замена системы отопления. Данные работы осуществляет подрядчик. Стоимость работы подрядчика, включая стоимость всех приобретенных материалов, — 96 тыс.грн (в т.ч. НДС — 16 тыс. грн).

Ремонтный лимит на 2014 год для предприятия составляет 210 тыс. грн. Его в текущем году еще не использовали.

Поскольку окна, крыша и имеющаяся в здании система отопления будут заменены, а такие составляющие здания являются составляющими его стоимости, целесообразно провести частичную ликвидацию здания. Подробнее об этом читайте в материалах: «Модернизация основных средств: отражение в бухгалтерском и налоговом учете», «Частичная ликвидация компьютера: списание системника/монитора как составляющих единого объекта основных средств» и «Ликвидация основных средств: документальное оформление и учет. Часть 1» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 133/2014, № 42/2014 и № 44/2013 соответственно.

Таблица

Бухгалтерский и налоговый учет капитального ремонта здания

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет, грн

Дт

Кт

доход

расходы

Перекрытие крыши (самостоятельно предприятием)

1

Приобретена металлочерепица и другие материалы, необходимые для перекрытия крыши здания

209

685

40000

2

Отражен налоговый кредит

641

685

8000

3

Оплачена стоимость необходимых для ремонта материалов

685

311

48000

4

Приобретенные материалы использованы для перекрытия крыши*

151

209

40000

40000**

5

Начислена заработная плата сотрудникам, занятым на работах по замене кровли (3000 грн × 5 чел.)

151

661

15000

15000***

6

Начислен ЕСВ на зарплату (37% — условно)

(3000,00 × 37 : 100) × 5

151

651

5550

5550***

7

Удержан ЕСВ с заработной платы

(3000,00 × 3,6 : 100) × 5

661

651

540

8

Удержан НДФЛ из зарплаты

((3000,00 грн - 108,00 грн) × 15 : 100) × 5

661

641

2169

9

Удержан военный сбор с заработной платы

(3000 × 1,5 : 100) × 5

661

642

225

10

Перечислен ЕСВ в бюджет

651

311

6090

11

Перечислен НДФЛ в бюджет

641

311

2169

12

Перечислен военный сбор в бюджет

642

311

225

13

Приняты выполненные ремонтные работы

(оформлена типовая форма № ОЗ-2)

103

151

60550

14

Выдана заработная плата работникам

(3000 - 108 - 433,8 - 45) × 5

661

301

12066

Замена окон (самостоятельно предприятием)

1

Приобретены все необходимые материалы для замены окон

209

685

20000

2

Отражен налоговый кредит

641

685

4000

3

Оплачена стоимость необходимых для ремонта материалов

685

311

24000

4

Приобретенные материалы использовано для замены окон ****

92

209

20000

20000

5

Начислена заработная плата сотрудникам, занятым на работах по замене окон (2500 грн × 3 чел.)

92

661

7500

7500***

6

Начислен ЕСВ на зарплату (37% — условно)

(2500 × 37 : 100) × 3

92

651

2775

2775***

7

Удержан ЕСВ с заработной платы (2500 × 3,6 : 100) × 3

661

651

270

8

Удержан НДФЛ из зарплаты ((2500 грн - 90 грн) × 15 : 100) × 3

661

641

1084,5

9

Удержан военный сбор с заработной платы

(2500 × 1,5 : 100) × 3

661

642

112,5

10

Перечислен ЕСВ в бюджет

651

311

3045

11

Перечислен НДФЛ в бюджет

641

311

1084,5

12

Перечислен военный сбор в бюджет

642

311

112,5

13

Выдана заработная плата работникам

(2500 - 90 - 361,5 - 37,5) × 3

661

301

6033

Замена системы отопления подрядчиком

1

Проведены ремонтные работы по замене системы отопления в здании (предоставлен акт выполненных работ)*

151

631

80000

80000

2

Сформирован налоговый кредит

(получена от подрядчика налоговая накладная)

641

631

16000

3

Оплачена подрядчику стоимость выполненных работ по замене системы отопления

631

311

96000

4

Приняты выполненные работы от подрядчика

(оформлена типовая форма № ОЗ-2)

103

151

80000

* Согласно решению руководителя предприятия, данные работы в бухгалтерском учете рассматриваются как улучшение здания, поэтому учитывать их следует как капитальные инвестиции в объект основных средств.

** Поскольку ремонтный лимит позволяет, то все расходы отражаем в составе налоговых расходов. В противном случае данные расходы увеличат первоначальную стоимость здания. Подробнее — в материале «Ремонт и улучшение основных средств: основное в налоговом учете» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 14/2013.

*** Расходы на заработную плату работникам, занятым на ремонтных работах, а также начисленные ЕСВ, включаются в общую сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств, и, соответственно, отражаются в налоговом учете налогоплательщика в соответствии с нормами п. 146.11 и п.146.12 НКУ. Соглашаются с этим и контролеры (подкатегория 102.07.17 «ЗІР»). Подробнее — в материале «Ремонт и улучшение основных средств: основное в налоговом учете» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 14/2013.

**** Согласно решению руководителя предприятия, такие работы в бухгалтерском учете рассматриваются как поддержание здания в рабочем состоянии, поэтому учитываются в составе расходов. А поскольку это административное здание — в составе админрасходов на счете 92.

Ирина ЛИТВИНЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»