Основные требования к кассовой дисциплине изложены в Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее — Положение о кассовых операциях) . Нарушение норм данного документа может повлечь за собой применение как финансовых санкций согласно Указу Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95 (далее — Указ № 436), так и административных — в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Наиболее весомые санкции предусмотрены Указом № 436, поэтому с них и начнем (см. таблицу).
Об ответственности за нарушения в сфере применения РРО и расчетных книжек мы поговорим в статье «Ответственность за нарушения при использовании РРО», опубликованной в текущем номере.
Таблица
Штрафы за нарушение кассовой дисциплины согласно Указу № 436
Требования Положения о кассовых операциях |
Ответственность |
Лимит кассы |
|
Предприятие обязано хранить наличные в кассе в пределах установленного лимита. Наличные средства считают сверхлимитными в день их поступления, если они не были сданы в банк в сумме, превышающей установленный лимит кассы на следующий рабочий день банка, или не были выданы на следующий день на потребности, связанные с деятельностью предприятия* (п.п. 15, 54 Положения о кассовых операциях). Более подробно на эту тему см. статью «Расчет и установление лимита кассы по-новому» (№ 88/2018) |
за превышение лимита кассы — в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день |
Оприходование наличности |
|
Наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день получения наличности и в полной сумме. Согласно п. 11 Положения о кассовых операциях под оприходованием наличности подразумевается:
Более подробно на эту тему см. статью «Кассовые операции: новые правила оприходования наличности» (№ 35/2019) |
за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование наличности — в пятикратном размере от неоприходованной суммы |
Срок выдачи наличности |
|
Наличные выдают под отчет на срок не более 2 рабочих дней, включая день их получения. Если наличность выдана одновременно на командировку и для решения в такой командировке хозяйственных вопросов, срок использования наличности продлевается до завершения командировки**. Для закупки сельскохозяйственной продукции или для заготовки вторсырья (кроме металлолома) наличные разрешается выдавать на срок в пределах 10 рабочих дней со дня выдачи. Для закупки лома черных металлов и лома цветных металлов — на срок не более 30 рабочих дней со дня выдачи наличных под отчет. Запрещается выдавать наличность под отчет, если подотчетное лицо не отчиталось в полном объеме за ранее полученные суммы (п. 19 Положения о кассовых операциях) |
за превышение сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличности под отчет без полного отчета о ранее выданных денежных средствах — в размере 25% выданных под отчет сумм |
Оформление платежных документов |
|
Кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денежных средств (п. 23 Положения о кассовых операциях) |
за проведение наличных расчетов без предоставления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру и пр.) — в размере уплаченных средств |
* Как исключение предприятие имеет право хранить в кассе наличные для выплат, относящихся к фонду оплаты труда сверх установленного лимита кассы в течение:
- трех рабочих дней со дня наступления сроков данных выплат, если выплата осуществляется за счет наличной выручки;
- пяти рабочих дней — в случае получения наличных на такие цели в банке.
** Обратите внимание: отдельные подотчетные сроки, а также сроки для возврата подотчетных средств, установлены п. 170.9 НКУ. В случае их нарушения выданные под отчет средства считаются излишне израсходованными, и из них удерживают НДФЛ.
Все остальные штрафы, упомянутые в Указе № 436, так сказать, являются атавизмом, и на данный момент не применяются, поскольку соответствующих требований в Положении о кассовых операциях уже нет.
К тому же подчеркиваем: штрафы из Указа № 436 являются административно-хозяйственными санкциями в понимании ст.ст. 238, 239 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ). Следовательно, согласно ст. 250 ХКУ они должны применяться в течение 6 месяцев со дня обнаружения нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения. Такое же мнение изложено в Определении ВАСУ от 30.10.2013 г. № К/9991/18606/12 по делу № 2а-5711/11/2670, а также в письме Минюста Украины от 02.12.2009 г. № 870-0-2-09-22.
Применяют вышеупомянутые санкции налоговые органы.
А сейчас рассмотрим нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность.
1. Превышение ограничения на наличные расчеты. Как указано в п. 6 Положения о кассовых операциях, субъекты хозяйствования имеют право осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам:
1) между собой — в размере до 10000 грн включительно;
2) с физическими лицами — в размере до 50000 грн включительно.
Таким образом, превышение ограничения на наличные расчеты повлечет за собой применение штрафа согласно ст. 16315 КоАП. Физлиц-предпринимателей и должностных лиц юрлица могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн). При повторном в течение года нарушении лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию, — от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн). Дела о таких нарушениях рассматривают налоговики (ст. 2342 КоАП).
Пунктом 7 Положения о кассовых операциях предусмотрено, что физические лица в течение одного дня также могут рассчитываться с субъектами хозяйствования только в пределах суммы 50000 грн (по одному или нескольким платежным документам). Логичнее было бы, чтобы в случае превышения предельной суммы в такой ситуации ответственность нес именно плательщик, т.е. физическое лицо. Но, учитывая то что сегодня ответственность к физическим лицам за превышение предельных сумм расчетов законодательством не предусмотрена, вероятнее всего, и в этой ситуации будут штрафовать именно получателя средств (его должностных лиц). Ведь должен же был он проконтролировать сумму платежа при оприходовании наличных.
2. Несвоевременная сдача выручки. Устанавливая лимит кассы, предприятия также обязаны определиться со сроками сдачи наличной выручки в банк. При этом необходимо учитывать предусмотренные п. 48 Положения о кассовых операциях ограничения:
1) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где есть банки, должны сдавать выручку ежедневно в день ее поступления в кассу;
2) предприятия, у которых время окончания рабочего дня, установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки в день ее поступления, — на следующий за днем поступления наличной выручки в кассу день;
3) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где нет банков, — не реже чем раз в 5 рабочих дней.
Нарушение данных сроков может привести к применению санкций по ст. 1644 КоАП: штраф на лиц, ответственных за сдачу выручки, — от 17 до 80 НМДГ (от 289 до 1360 грн), за повторное в течение года нарушение — от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2975 грн). Решение о наложении данного штрафа принимают органы Национальной полиции (ст. 222 КоАП).
Напомним
Вышеуказанные административные взыскания могут налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (ст. 38 КоАП).
В заключение отметим: все остальные, кроме вышеупомянутых, нарушения Положения о кассовых операциях ненаказуемы, поскольку со ст. 1642 КоАП в начале 2013 года изъяли норму, по которой можно было оштрафовать за любое нарушение кассовой дисциплины.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»