Планирую заняться выездной торговлей продуктами питания, алкогольными напитками и табачными изделиями. Существуют ли ограничения на их продажу? Какие документы при этом нужны?

ОТВЕТ: В первую очередь, выясним, что включает выездная торговля.

Выездная торговля

Как такового определения «выездная торговля» нет. Хотя нормативные документы иногда упоминают данное словосочетание, в частности, речь идет о Порядке осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 г. № 833 (далееПорядок № 833). Согласно его п. 30, выездная торговля — это продажа товаров за пределами торгового помещения.

На практике под понятием «выездная торговля» подразумевается розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть как одна из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, товары продают через (п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Минвнешэкономторга от 08.07.1996 г. № 369, далееПравила № 369):

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т.д.

Разрешительные процедуры и ограничения относительно ассортимента

Возиться с киоском или палаткой в рамках выездной торговли — дело достаточно трудоемкое. Размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности (оно может быть как стационарным, так и передвижным) вынуждает получить паспорт привязки (ч. 4 ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, п. 2.1 р. II Порядка размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Минрегиона от 21.10.2011 г. № 244, далееПорядок № 244). Кроме того, поскольку размещение временных сооружений — компетенция органа местной власти, возможность торговать в киоске или павильоне могут увязать с «отчислениями» в бюджет. Например, столичных владельцев временных сооружений привлекают к заключению договора об уплате паевого участия (взноса) (см.  п. 1.1 распоряжения Киевской городской госадминистрации от 05.02.2014 г. № 143).

С передвижным объектом торговли проще: его «привязывать» не нужно. Правда, у этой медали есть и другая сторона — еще более урезанный ассортимент. Так, согласно п. 8 Правил № 369 в мелкорозничной торговой сети запрещено торговать табачными изделиями через средства передвижной сети. Исключение — автомагазины, автокафе, авторазвозки, лавки-автоприцепы системы потребительской кооперации, занимающиеся продажей в сельской местности.

Тем же п. 8 Правил № 369 предусмотрены другие ограничения относительно ассортимента товаров, продажа которых может осуществляться в рамках выездной торговли. В частности, что касается табачных изделий, то, помимо запрета продажи последних через средства передвижной сети, необходимо учесть следующее:

  • запрещается продажа табачных изделий через стационарные пункты, если состояние помещений не соответствует требованиям нормативных документов относительно их хранения;
  • обязательно наличие марок акцизного сбора;
  • продавцам должно исполниться 18 лет.

Что касается алкоголя, то его продажа разрешается только через автомагазины системы потребительской кооперации, осуществляющие выездную торговлю в сельской местности. При этом, как в случае с табаком, обязательно наличие марок акцизного сбора, а также действует ограничение относительно возраста продавцов.

На заметку

В разъяснении из категории 115.03 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики подчеркнули: поскольку лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (табачными изделиями) получает субъект хозяйствования на каждое отдельное место торговли, то использовать при временной (выездной) торговле лицензию с другого места торговли запрещено. Для временной (выездной) торговли алкогольными напитками (табачными изделиями) субъект хозяйствования должен приобрести новую лицензию на розничную торговлю по такому временному месту торговли.

С кем еще нужно «договариваться», в Правилах № 369 указано уклончиво: мол, нужно соблюдать требования Земельного кодекса Украины и законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территорий, санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, пожарной охране, госавтоинспекции и архитектуре (п. 16).

В частности, если вы планируете торговать продуктами питания, для транспортного средства нужно оформить санитарный паспорт (п. 21 Правил № 369, п. 12.3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г. № 363, (далееПравила № 363), п. 8 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185 (далееПравила № 185).

Отметим: выдачу санитарного паспорта на автотранспорт для перевозки пищевых продуктов в настоящее время осуществляет территориальный орган Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Об этом сообщила Госпродпотребслужба в письме от 29.06.2016 г. № 15-1-2-6/4653.

А вот исполнение требований Земельного кодекса Украины, скорее, адресовано владельцам временных сооружений: им придется брать в аренду землю.

Часть организационных вопросов исчезнет, если торговать на рынке: согласно п. 7 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Минэкономики, МВД, ГНАУ, Госстандарта Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 (далееПравила № 57), администрация рынка самостоятельно согласовывает размещение торговых мест и объектов с местными органами СЭС, ветмедицины, пожнадзора и т.д.

РРО

Для того чтобы проводить «товарно-денежный обмен», необходимо подумать над использованием РРО или расчетной книжки и книги учета расчетных операций.

Прежде всего, безусловно, важно помнить общее правило: законное право не применять РРО имеют единщики группы 1, а также упрощенцы-ФЛП на 2-й и 3-й группах, независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн (п. 296.10 НКУ).

Кроме того, ст. 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далееЗакон о РРО) и постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336 (далееПостановление № 1336) разрешают применять расчетную книжку при осуществлении розничной торговли через средства передвижной торговой сети, если размер годового объема расчетных операций не превышает 500 тыс. грн.

Так же без РРО, но с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, Постановление № 1336 разрешает осуществлять:

  • розничную торговлю продовольственными товарами (кроме подакцизных товаров), которая осуществляется физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог (п. 1), без ограничений размера годового объема расчетных операций;
  • розничную торговлю на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа) (п. 3), если размер годового объема расчетных операций не превышает 500 тыс. грн.

Так что, не исключено, что субъект хозяйствования может быть освобожден от обязательного применения РРО одновременно по нескольким основаниям.

Заметьте: согласно п. 21 Постановления № 1336, его действие не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами. Ввиду этого продавать алкогольные напитки и табачные изделия, являющиеся подакцизными товарами в соответствии с п. 215.1 НКУ, без РРО запрещено.

Подробнее о применении РРО при выездной торговле читайте в одном из следующих номеров нашего издания.

Требования к торговому месту, работникам

Основные требования к оформлению торгового места предусмотрены п. 21 Правил № 369.

На кузов авто — торговой точки краской следует нанести надпись о наименовании, адресе субъекта хозяйствования, номере точки передвижной торговой сети и телефонном номере субъекта хозяйствования.

Кроме того, п. 12.3 Правил № 363 требует, чтобы подвижной состав, перевозящий продукты питания, имел специальную маркировку («хлеб», «молоко», «рыба» и т.д.).

При продаже товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца ставят табличку с указанием его фамилии, имени, отчества, а также:

  • для юрлица — наименования, местонахождения и номера телефона;
  • для физлица-предпринимателя — фамилии, имени, отчества.

В случае если субъектом хозяйствования является ФЛП, Правила № 369 требуют также обнародовать номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего такую регистрацию. Однако, поскольку данное свидетельство сегодня не выдается, советуем разместить в доступном для покупателей месте выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Также следует разместить информацию о режиме работы.

Пункт мелкорозничной торговой сети должен быть обеспечен соответствующим инвентарем и оборудованием, а при осуществлении продажи товаров продовольственных, подвергающихся быстрой порче,— холодильным оборудованием (п. 23 Правил № 369).

Стационарные пункты мелкорозничной торговой сети оборудуются электроосвещением. Пункты мелкорозничной торговой сети, торгующие напитками на разлив, продовольственными товарами и продукцией ресторанного хозяйства без упаковки, должны быть подключены к водопроводной и канализационной сетям, иметь места для мытья рук, оборудования, инвентаря (или посуду одноразового использования), комплект моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных Министерством здравоохранения Украины, бачки с крышками для сбора отходов. Прилавки должны быть закрыты водонепроницаемыми материалами (п.п. 25, 27 Правил № 369).

Работники, осуществляющие транспортировку, хранение и продажу продуктов питания, должны иметь специальное образование (подготовку), они подлежат обязательному медицинскому осмотру. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Работники субъекта хозяйственной деятельности, не прошедшие медицинское обследование, к работе не допускаются.

Работники субъекта хозяйственной деятельности должны быть одеты в форменную или другую одежду, соответствующую санитарным требованиям (п. 9 Правил № 185).

Документы

В первую очередь важно помнить об общем правиле: запрещается продажа товаров, не имеющих соответствующей маркировки, этикетирования или инструкции об их применении (в установленных случаях), а также надлежащего товарного вида, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативно-правовых актов, срок годности которых истек, а также поступивших без документов, предусмотренных законодательством, в частности, удостоверяющих их качество и безопасность (п. 17 Порядка № 833).

На руках у продавца должны быть (п. 28 Правил № 369):

  • товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, акты приемки и т.д. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;
  • документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с указанием регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий товар;
  • копии заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, заверенные подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования, от которого получены товары, относительно товаров, не подлежащих обязательной сертификации (на сегодняшний день данные заключения выдает Госпродпотребслужба);
  • документы, подтверждающие качество товаров (для импортных — копии сертификатов на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке, и заверенные подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования, от которого получены данные товары).

О документах на товар, который должны иметь предприниматели, мы расскажем дополнительно в одном из следующих номеров нашего издания.

Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен иметь санитарные правила, зарегистрированный санитарный журнал, личные медицинские книжки работников, ассортиментный перечень реализуемых товаров (п. 10 Правил № 185).

При этом, безусловно, не стоит забывать о документах, без которых не обойтись ни одному водителю (что особенно актуально, когда речь идет о выездной торговле через средства передвижной сети), в частности, о (п. 2.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 г. № 1306):

  • водительском удостоверении на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационном документе на транспортное средство;
  • в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, а в случае установления проблескового маячка оранжевого цвета на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах — разрешение, выданное уполномоченным подразделением Национальной полиции;
  • при использовании тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих дорожную перевозку опасных грузов, — документации в соответствии с требованиями специальных правил;
  • действующем страховом полисе (страховом сертификате «Зеленая карта») о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств или действующем внутреннем электронном договоре данного вида обязательного страхования в визуальной форме страхового полиса (на электронном или бумажном носителе), сведения о котором подтверждаются информацией, содержащейся в единой централизованной базе данных, оператором которой является Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. Водители, которые согласно законодательству освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение).

Редакция

газеты «Интерактивная бухгалтерия»