Должны ли предприятия начислять средний заработок мобилизованным, удерживать ЕСВ и отображать его в отчетности
Предприятие сохраняет средний заработок мобилизованному работнику. Но с 8 июня 2014 года данный средний заработок компенсируется из госбюджета, и его суммы освобождены от начисления ЕСВ. Нужно ли предприятию начислять за июнь средний заработок мобилизованным или же ждать порядка компенсации выплаты указанных сумм, который должно утвердить Правительство? Если такие суммы начислять, они будут считаться зарплатой, поэтому нужно ли начислять (удерживать) из них ЕСВ и как отражать в отчетности?
ОТВЕТ: Несмотря на то что указанные изменения должны действовать «задним числом» (с 18.03.2014 г.), порядок выплаты компенсации из госбюджета среднего заработка мобилизованным Правительством пока не определен. Фактически лишь внесением Законом Украины от 20.05.2014 г. № 1275 (далее — Закон № 1275) изменений в ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) ничего не решается. Ведь теперь в них говорится о компенсации из госбюджета работникам, призванным на военную службу в порядке мобилизации на особый период, но не более года (далее — мобилизованные работники), среднего заработка на предприятии в порядке, определенном КМУ. Вместе с тем в ч. 2 ст. 39 Закона о военной службе1 (как и ранее) речь идет о сохранении указанным лицам среднего заработка на предприятии, учреждении, организации.
И пока Правительство не примет порядок выплаты компенсации, этот вопрос останется до конца не урегулированным. Вместе с тем работодатель не может в июне не начислить средний заработок мобилизованному работнику, поскольку такая гарантия предусмотрена законодательными актами. На то, что средний заработок должны начислять именно предприятия, указывают и специалисты Гоструда в комментарии2 по поводу изменений, внесенных Законом № 1275, в некоторые законодательные акты.
Какие могут быть последствия, если предприятие не будет начислять средний заработок мобилизованному работнику и будет ждать, пока Правительство примет соответствующий порядок?
ОТВЕТ: Хочется верить, что Кабмин не будет затягивать с решением данного вопроса. У работодателя же могут возникнуть проблемы, если он своевременно не будет проводить выплаты, предусмотренные законодательством. Ведь данная невыплата фактически будет приравниваться к задержке выплаты заработной платы. За такое нарушение могут применяться административные санкции согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях. А если невыплата продлится более одного месяца, то при определенных обстоятельствах (в частности, таких как наличие состава преступления, регулярность невыплаты, если ее обязательность предусмотрена законом) могут быть применены и меры наказания, предусмотренные ст. 175 Уголовного кодекса Украины (далее — УКУ).
Нужно ли начислять (удерживать) ЕСВ на сумму начисленного мобилизованному среднего заработка в июне 2014 года и показывать в отчетности по ЕСВ?
ОТВЕТ: В ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ3 тоже внесены коррективы и на выплаты, которые компенсируются из бюджета мобилизованным работникам, в пределах среднего заработка не начисляется ЕСВ. При этом применяются они с первого дня объявления мобилизации4 и в течение всего особого периода, то есть начиная с 18.03.2014 г.
То есть предприятие имеет законные основания не начислять (не удерживать) ЕСВ на средний заработок, начисленный мобилизованному работнику. Далее напрашивается вопрос: как данную выплату отражать в отчетности по ЕСВ и нужно ли это делать?
Из п. 4.1 Порядка № 4545 следует, что отчет формируется на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми осуществляется начисление выплат (дохода), на которые начисляется единый взнос. Поскольку на указанную выплату ЕСВ не начисляется, то логично было бы не показывать указанные суммы в отчетности по ЕСВ.
Вместе с тем с мобилизованными работниками не прекращаются трудовые отношения, поэтому в таблице 6 Формы № Д46 логично было бы заполнить реквизит 15 «Количество календарных дней пребывания в трудовых/ЦП отношениях в течение отчетного периода», указав количество календарных дней месяца, за которые сохраняется средний заработок. Но получается, что сумма дохода будет нулевой. Именно о таком порядке отображения в отчетности среднего заработка мобилизованным и заполнения реквизита 15 идет речь в сообщениях ПФУ, размещенных на сайтах некоторых органов местной и исполнительной власти. Хотя все же лучше дождаться официальных разъяснений.
Скорее всего в Порядок № 454 в ближайшее время внесут коррективы относительно отражения оплаты учебных сборов и среднего заработка, начисленного мобилизованным работникам.
Как быть со сторнированием ЕСВ, начисленного на суммы сохраненного среднего заработка за предыдущие периоды, учитывая, что освобождение этой выплаты от ЕСВ применяется с 18.03.2014 г.?
ОТВЕТ: Сегодня открытым остается вопрос о проведении сторнирования сумм ЕСВ за прошлые отчетные периоды, начиная с марта 2014 года. Ведь согласно п. 4.9 Порядка № 454, сторнирование сумм ЕСВ за прошлые периоды допускается только путем внесения отрицательных сумм начисленного дохода (зарплаты) и то лишь в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Итак, нормативно не предусмотрена возможность уменьшения сумм начисленной зарплаты за прошлые месяцы, если это не связано с уточнением отработанных дней и сторнированием отпускных, больничных, декретных. Поэтому позицию по этому поводу должен выразить Миндоходов, к компетенции которого относится администрирование ЕСВ. Далее возникает вопрос: как же будет со страховым стажем?
Будет ли включаться период мобилизации в страховой стаж мобилизованного работника?
ОТВЕТ: Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 22407, страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и за который ежемесячно были уплачены работодателем или им страховые взносы в сумме, не меньшей нежели минимальный страховой взнос. Поскольку ЕСВ на выплаты, которые будут компенсироваться мобилизованным работникам в пределах среднего заработка, не начисляется, то период мобилизации по основному месту работы в страховой стаж мобилизованного лица не засчитывается.
Начиная с 18 марта 2014 года военнослужащим, проходящим военную службу по призыву во время мобилизации на особый период, денежное обеспечение выплачивается в порядке и размерах, установленных для лиц офицерского состава, лиц рядового сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту, что определено постановлением КМУ от 09.04.2014 г. № 111.
Воинские части и военные органы, выплачивающие денежное обеспечение военнослужащим, ЕСВ начисляют на суммы денежного обеспечения по ставке 34,7% и удерживают 2,6% (ч.ч. 6 и 10 ст. 8 Закона о ЕСВ). Воинские части предоставляют органам доходов и сборов таблицу 4 Формы № Д4. Поэтому военная служба по мобилизации на особый период будет попадать только в пенсионный стаж мобилизованных работников.
Ведь в связи с болезнью военнослужащему предоставляется отпуск для лечения с сохранением денежного и материального обеспечения на основании заключения военно-врачебной комиссии (п. 11 ст. 101 «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.1991 г. № 2011-XII). Поэтому военнослужащие не являются застрахованными лицами в понимании Закона № 2240.
Таким образом, если из среднего заработка, выплачиваемого мобилизованным работникам, ЕСВ не уплачивается, а на денежное обеспечение (как военнослужащим) начисляется ЕСВ в размере 34,7% и удерживается 2,6%, то период мобилизации будет включаться только в пенсионный стаж, а в социальный страховой стаж (для оплаты больничных) — нет. Однако с этой проблемой столкнутся только работники, которые до призыва на военную службу в порядке мобилизации не имели страхового стажа 8 лет, дающего право на оплату больничного в размере 100% среднего заработка.
Светлана ЛИСТРОВАЯ,
шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»
1 Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 г. № 2232-XII.
2 См. публикацию в газете «Труд и зарплата» № 23 от 18 июня 2014 года на с. 4-5.
3 Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014.
4 Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
5 Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454.
6 Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов, приведенный в приложении 4 к Порядку № 454.
7 Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.