Увольнение работников при мобилизации владельцев-физлиц и компенсация среднего заработка из Госбюджета

Изменения в п. 3 ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 40, ст.431, ст. 47, ч. 3 ст. 119 КЗоТ, ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ.
Основание: п. 1 р. 1, пп. 1 п. 9 р. 1 Закона № 1275.
Закон № 1275 вступил в силу 08.06.2014 г., отдельные нормы применяются с 18.03.2014 г.

Наконец решен спорный вопрос: будет ли призыв на военную службу при мобилизации основанием для увольнения работника?

До изменений п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ давал основания увольнять мобилизованных на военную службу. Вместе с тем с 1 апреля 2014 года ч. 3 ст. 119 КЗоТ гарантировала сохранение места работы, должности и среднего заработка работнику, призванному на военную службу во время мобилизации на особый период, но не более одного года. Теперь же в п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ внесены коррективы, и он не распространяется на случаи, когда на военную службу призвали работника во время мобилизации на особый период. При таких обстоятельствах нет оснований для увольнения призванного работника.

Призыв или поступление на военную службу собственника-физлица — основание для увольнения работников

Наряду с урегулированием вопроса о недопустимости увольнения работников, призванных на военную службу, теперь призыв или мобилизация владельца-физлица во время особого периода на военную службу является дополнительным основанием расторгнуть трудовой договор с наемными у такого владельца работникам. Для этого соответствующей нормой были дополнены ст.ст. 36, 40 и 431 КЗоТ.

Похоже на то, что под формулировкой «собственники-физлица» подразумевают самозанятых лиц, имеющих наемных работников (то есть физлиц-предпринимателей и лиц, занимающихся независимой профессиональной деятельностью). Они являются работодателями для работников, с которыми заключены трудовые договоры. Ведь согласно ст. 21 КЗоТ, трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия (учреждения, организации) или уполномоченным им органом или физическим лицом. То есть последние тоже могут выступать в качестве работодателей (ст. 1 Закона Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.2012 г. № 4312-VI).

Учитывайте, что п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ предусмотрено как одно из оснований прекратить трудовые отношения — призыв или вступление владельца — физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу. Похоже, что здесь речь идет о случаях призыва или вступления на военную службу, кроме мобилизации в особый период.

Например, предпринимателя, не достигшего 25-летнего возраста, могут призвать на срочную военную службу, или же 30-летний предприниматель может решить добровольно вступить на военную службу по контракту.

Зато в п. 10 ч. 1 ст. 40 КЗоТ говорится о призыве или мобилизации владельца — физического лица во время особого периода как дополнительном основании, по которому можно увольнять работников по инициативе такого собственника. При этом получать здесь предварительно согласие профсоюза владельцу-физлицу не требуется (ч. 1 ст. 431 КЗоТ).

Далее акцентируем внимание только на призыв самозанятых лиц (физлиц-предпринимателей) на военную службу во время мобилизации в особый период, что дает основания прекратить трудовые отношения с наемными работниками.

Получается, что теперь в случае получения мобилизационного предписания, повестки самозанятое лицо (физлицо-предприниматель) может уволить всех своих работников без предварительного уведомления.

Однако, как быть с обязанностью владельца-физлица относительно окончательного расчета с работниками, если он мобилизован, а работников он уволит? Данный вопрос был решен путем возложения на владельца-физлицо обязанности в течение месяца после своей демобилизации1 выполнить указанные в ст. 47 КЗоТ обязанности по окончательному расчету с работниками без применения к нему санкций и штрафов за их нарушение.

Все было бы хорошо, если бы не следующий момент: у самозанятого лица (физлицо-предприниматель) может трудиться работник, который уже мобилизован на военную службу. И начиная с 01.04.2014 г., согласно ч. 3 ст. 119 КЗоТ, за ним сохраняют место работы, должность и средний заработок. Соблюсти данную норму можно лишь тогда, когда самозанятое лицо (физлицо-предприниматель) уполномочит иное лицо исполнять обязанности по расчетам с наемными работниками.

Отчасти это можно решать благодаря п. 25 подраздела 10 р. ХХ НКУ. Согласно ему, если самозанятое лицо (физлицо-предприниматель, лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность), имеющее наемных работников, мобилизовано на военную службу и на срок своей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, уполномочивает иное лицо на выплату наемным работникам зарплаты и/или прочих доходов, то обязанность по начислению и удержанию НДФЛ с таких выплат на срок военной службы самозанятого лица несет это уполномоченное лицо. Аналогичный подход предусмотрен и касательно обязанности самозанятых лиц (физлиц-предпринимателей) рассчитывать, начислять и отчитываться об уплате ЕСВ (кроме уплаты ЕСВ) за наемных работников (п. 92 р. VIII Закона о ЕСВ).

Однако, каким образом физлицо-предприниматель, мобилизованный на военную службу 20.03.2014 г., может, исполняя в полевых условиях военные обязанности по несению службы, уполномочить кого-то на исполнение своих обязанностей по расчетам с работниками? Единственное что, так это ходатайствовать перед руководством военного подразделения, чтобы взять отпуск2 и решить этот вопрос путем оформления соответствующих документов на уполномоченное лицо и поручения ему указанных обязанностей по расчетам за выплатами.

Подробнее об этом — в материале «Как мобилизованным самозанятым лицам уплачивать и отчитываться по налогам и ЕСВ» текущего номера газеты «Интерактивная бухгалтерия».

Компенсация среднего заработка мобилизованным работникам из бюджета

Новая редакция ч. 3 ст. 119 КЗоТ указывает, что наряду с сохранением места работы и должности за мобилизованными работниками, им не сохраняют (как это было начиная с 01.04.2014 г.), а компенсируют средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва (независимо от подчинения и формы собственности), за счет денежных средств Госбюджета в порядке, определяемом Правительством. К тому же гарантия о сохранении за мобилизованными на военную службу работниками, но не более одного года, места работы, должности и компенсации из бюджета среднего заработка распространяется и на работников, мобилизованных на военную службу начиная с 18.03.2014 г. То есть с даты вступления в силу Указа Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014 (далее — Указ № 303).

К тому же, если ч. 3 ст. 119 КЗоТ была изложена в новой редакции, то ч. 2 ст. 39 Закона о военной службе не претерпела никаких изменений. Там, как и ранее, говорится именно о сохранении за мобилизованным на военную службу работником его среднего заработка. Поэтому либо это промах законодателей, или все-таки и в ст. 119 КЗоТ речь идет о сохранении работодателем среднего заработка.

Возможно, будет действовать такой же механизм получения компенсации среднего заработка от военкоматов, как и в случае вызова военнообязанного работника на военные сборы. Подробнее о расчетах предприятия по выплатам с военкоматами — в материале «Военные сборы: учет выплат работнику и получения компенсации» газеты «Интерактивная бухгалтерия» № 62/2014. Ведь без отдельного порядка Правительству непонятно, каким образом будет действовать новый механизм получения компенсаций.

До 08.06.2014 г. (до внесения изменений Законом № 1275 в ч. 3 ст. 119 КЗоТ) действовал механизм, по которому предприятие должно было:

  • сохранять за мобилизованным работником ежемесячно его средний заработок за рабочие дни за период, в течение срока его военной службы;
  • начислять средний заработок в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100;
  • начислять (удерживать) ЕСВ и удерживать НДФЛ с начисленной суммы среднего заработка;
  • выплачивать мобилизованному работнику его средний заработок (за вычетом удержаний).

Теперь же непонятно: предприятие будет только начислять такой средний заработок, а все выплаты будут компенсироваться из бюджета и именно их выплатит предприятие работнику, или все-таки предприятие будет и начислять и выплачивать, а потом будет получать компенсацию из бюджета? Как видим, без решения Правительства о порядке компенсации среднего заработка из бюджета не обойтись.

ЕСВ и НДФЛ с начисленного заработка мобилизованным работникам: быть или не быть

Проблемы будут и с реализацией на практике требования не начислять ЕСВ на выплаты, которые компенсируются из бюджета в пределах начисленного среднего заработка работникам, мобилизованным на военную службу. Такое дополнение внесено в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, которое действует для мобилизованных на военную службу резервистов и военнообязанных с момента призыва по мобилизации. То есть с 18.03.2014 г., когда вступил в силу Указ № 303.

Получается, что фактически за весь период, начиная с даты, когда работник мобилизован на военную службу и за ним сохраняют средний заработок, работодатель получил право «задним числом» НЕ начислять суммы ЕСВ на указанную сумму среднего заработка.

А как же быть с суммой ЕСВ, начисленной за март-май 2014 года на данные выплаты, которые уже попали в отчетность и уплачены?

Учитывая нормы ст. 58 Конституции Украины, обратное действие законов во времени возможно только для случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Действие нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления данного акта в силу (см. КСУ от 09.02.1999 г. № 1-рп/99). Поскольку введение новой редакции ч. 3 ст. 119 КЗоТ и освобождение от начисления ЕСВ и удержания НДФЛ не связано с ответственностью лица (кроме применения штрафных санкций), то и нет законодательных оснований применять эти изменения «задним числом». Однако учитывая ситуацию в стране, можно ожидать и лояльной позиции государственных органов в этом вопросе.

Поэтому непонятно: можно ли скорректировать отчетность и вернуть излишне начисленную сумму ЕСВ за период с 18.03.2014 г. до 08.06.2014 г. Надеемся Миндоходов в ближайшее время предоставит разъяснения по этому поводу.

Удивление вызывает и дополнение списка доходов, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога, в частности, компенсационными выплатами из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период (пп. «и» пп. 165.1.1 НКУ).

Ведь, если предприятие сохраняет средний заработок работникам, то согласно п. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, такая выплата относится к фонду дополнительной зарплаты и из нее должны удерживать НДФЛ. Если же компенсация среднего заработка будет выплачена работнику после его получения из бюджета, тогда она не будет попадать в налогооблагаемый доход согласно пп. «и» пп. 165.1.1 НКУ.

Подытожим

Сейчас оптимальный вариант — действовать в том же порядке, который предусмотрен для работников, которых призвали на военные учебные сборы. Ну и ждать принятия порядка компенсации среднего заработка за бюджетные средства от правительства.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Лиц, призванных на военную службу по призыву по мобилизации на особый период, демобилизуют в сроки, определенные соответствующим решением Президента Украины (п. 3 ч. 8 ст. 26 Закона о военной службе).

2 В особый период военнослужащим могут предоставить отпуск по семейным обстоятельствам и прочим уважительным причинам с сохранением денежного обеспечения продолжительностью не более 10 календарных дней по решению командира (начальника) воинской части (п. 17 ст. 101 Закона № 2011).