Как учесть расходы на создание баннера и фирменного стиля

Наше предприятие заказало изготовление баннера стоимостью 1500 грн, и фирменного стиля стоимостью 1000 грн.
Как показать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

ОТВЕТ: В бухгалтерском учете стоимость приобретенных объектов сразу попадет в расходы, а вот с налоговым будут нюансы. Однако начать стоит с другой стороны — юридической.

Юридическая сторона вопроса

Сначала разберемся с объектом вашего заказа. Определение «баннер», или «фирменный стиль» в законодательстве отсутствует, поэтому воспользуемся не юридическим толкованием таких понятий.

Баннер (от английского banner — флаг, транспарант) — графическое изображение рекламного характера. Баннеры размещают для привлечения клиентов или для формирования позитивного имиджа. В интернет-сети это один из самых распространенных видов рекламы. Он может быть как статическим графическим изображением, так и анимированным (реже — как видео). Обычно баннер содержит гиперссылки на сайт рекламодателя или страницу с дополнительной информацией о фирме или товаре (работе, услуге).

Понятие фирменного или корпоративного стиля также англоязычного происхождения (corporate identity) — набор графических форм, объединенных идеей выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

Собственно, с юридической точки зрения, заказ и выполнение работ по созданию таких объектов не ограничивается договором подряда (гл. 61 Гражданского кодекса Украины, далееГКУ), где одна сторона — подрядчик, обязуется выполнить определенную работу по заданию второй стороны — заказчика (ст. 837 ГКУ), потому что созданные объекты являются результатом творчества. И в этом случае возникают личные неимущественные и имущественные права интеллектуальной собственности. А если быть еще точнее — объекты авторского права (ст. 433 ГКУ), где, среди прочего, есть такие как:

  • литературные и художественные произведения;
  • аудиовизуальные произведения.

Подробнее толкование прописано в ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 г. № 3792-XII (далееЗакон об авторских правах).

Произведением изобразительного искусства, в частности, считается рисунок, гравюра, литография и т.п. А вот аудиовизуальное произведение является объектом, который фиксируется на определенном материальном носителе (кинопленке, магнитной пленке или магнитном диске, компакт-диске и т.п.) в виде серии последовательных кадров (изображений) либо аналоговых или дискретных сигналов, отображающих (кодирующих) движущиеся изображения (как со звуковым сопровождением, так и без него).

Поэтому фирменный стиль и баннер могут считаться произведениями изобразительного искусства, а если баннер анимированный — аудиовизуальным произведением.

Следует сказать, что авторское право на произведение возникает в результате факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (ч. 2 ст. 11 Закона об авторских правах).

Договор на создание баннера и фирменного стиля с самого начала может быть смешанным (ч. 2 ст. 628 ГКУ), т.е. содержать элементы договора подряда и договора по передаче имущественных авторских прав. Однако, даже если стороны не обсуждали возникновения и передачи имущественного права интеллектуальной собственности, оно возникает независимо от их воли. И если иное не установлено договором, то имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный по заказу, принадлежат создателю данного объекта и заказчику совместно (ч. 2 ст. 430 ГКУ).

Имущественными правами авторского права могут быть (ст. 15 Закона об авторских правах):

  • исключительное право на использование произведения;
  • исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.

Понятие «исключительное» означает, что никто, кроме собственника этого права, не сможет им воспользоваться (ст. 32 Закона об авторских правах). Однако часто договор на выполнение описанных в вопросе работ не затрагивает понятия авторского права, ограничиваясь описанием выполнения и оплаты работ. С одной стороны, это не очень хорошо, поскольку тогда исполнитель (как совладелец авторских прав) будет вправе передать авторские права другим лицам. С другой — отсутствие упоминания о передаче авторских прав поможет определиться субъекту хозяйствования в налоговом учете.

Налоговый учет

Налог на прибыль

Существует два варианта развития событий.

Первый вариант, он же безопасный для налогоплательщика, предусматривает классифицировать полученные образцы баннера и фирменного стиля как нематериальные активы (пп. 14.1.120 Налогового кодекса Украины, далееНКУ). А, как известно, таковые подлежат амортизации (п. 144.1 НКУ). С выбором группы нематактивами проблем не будет, ведь группа 5 так и называется: «...авторское право и смежные с ним права (право на литературные, художественные, музыкальные произведения...)» (п. 145.1 НКУ).

В отличие от термина «основные средства», нематактивы не имеют нижнего предела ни по сроку их использования, ни по стоимости. По нематактивам ведется пообъектный учет, то есть баннер и фирменный стиль будут учитываться отдельно. И в налоговые расходы сумма амортизации по этим объектам будет попадать отдельно. Амортизацию авторского права на баннер относят к расходам на сбыт (пп. 138.10.3 НКУ), поскольку основной целью его создания и существования является реклама. А вот фирменный стиль — типичный представитель административных расходов (пп. 138.10.2 НКУ).

Срок амортизации таких нематактивов устанавливают в соответствии с правоустанавливающими документами, но не менее 2 лет. Для нашего случая правоустанавливающим документом будет договор. Однако если он не устанавливает срока владения нематактивами, то срок налоговой амортизации составит 10 лет (абз. 3 пп. 145.1.1 НКУ). Понятно, что данный промежуток времени слишком большой. А баннер, например, может быть актуальным лишь несколько месяцев.

Выход один — в договоре на передачу исключительных авторских прав четко определить, что они передаются на определенный срок. Для баннера, пожалуй, и 2-х лет хватит, а вот с фирменным стилем — на усмотрение предприятия.

Второй вариант предусматривает, что нематактив в налоговом учете не возникает. Уплаченные денежные средства за выполненные работы являются расходами периода. И причин тому несколько.

Во-первых, в бухгалтерском учете (об этом — далее) нематактив не возникает, ведь как такового и актива нет. Конечно, это неубедительный аргумент, поскольку в налоговом учете (пп. 14.1.120 НКУ) термин «нематериальный актив» звучит иначе, нежели в бухгалтерском.

Во-вторых, предприятие не ставило целью быть собственником авторских прав: это лишь производная от основной цели. Когда баннер нужен для рекламных целей, а фирменный стиль необходим для повышения деловой репутации.

В-третьих, отсутствует стоимостная составляющая авторских прав. Потому в акте приемки-передачи выполненных работ будет фигурировать лишь стоимость самих работ. И определить стоимость авторских прав невозможно. Хотя налоговики могут утверждать, что вся стоимость работ должна включаться в первоначальную стоимость нематактива.

При таких обстоятельствах стоимость баннера относят к расходам на сбыт (пп. 138.10.3 НКУ), а стоимость фирменного стиля попадает в административные расходы (пп. 138.10.2 НКУ).

НДС

Здесь никаких особенностей ожидать не стоит. Входной НДС по разработке баннера и фирменного стиля попадает в налоговый кредит. Главное придерживаться общих правил:

  • в наличии надлежащим образом оформленная налоговая накладная (п. 198.6 НКУ);
  • полученный объект используется в хозяйственной деятельности предприятия (п. 198.3 НКУ);
  • полученный объект используется в облагаемых НДС операциях (п. 198.3 НКУ).

Бухгалтерский учет

В отличие от налогового учета, здесь все достаточно однозначно. Расходы на фирменный стиль и баннер не признаются нематактивами. Ведь п. 9 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» говорит, что расходы на рекламу и повышение деловой репутации предприятия не признаются нематактивами, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены. Покажем это на примере: за основу возьмем вопрос читателя.

Пример

Предприятие заключило договор на изготовление баннера стоимостью 1500 грн (в т.ч. НДС — 250 грн), и фирменного стиля стоимостью 1000 грн (в т.ч. НДС — 166,67 грн). Договором предусмотрено, что исключительные авторские права передаются сроком на два года, а на фирменный стиль — 8 лет.

Таблица

Учет расходов на создание баннера и фирменного стиля


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет, грн

Дт

Кт

Доход

Расходы

1

Оплачена исполнителю стоимость заказа

631*

311

2500,00

2

Получена налоговая накладная

641

644

416,67

1. Предприятие не признает нематериальный актив в налоговом учете

3

Составлен акт приемки-передачи

644

631

416,67

93

631

1250,00

1250,00

92

631

833,33

833,33

2. Предприятие признает нематериальный актив в налоговом учете

4

Начислена налоговая амортизация на авторское право
(833,33 грн / 8 лет / 12 месяцев = 8,68 грн)

В бухгалтерском учете корреспонденция счетов
и суммы аналогичны первому варианту

8,68

8,68

5

Начислена налоговая амортизация на баннер

(1250 грн / 2 года / 12 месяцев = 52,08 грн)

52,08

52,08

В корреспонденции можно использовать счет 371 «Расчеты по выданным авансам».

Георгий КЛЯШТОРНЫЙ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»