Документальное оформление продажи основных средств

Наше предприятие собирается продать автомобиль, который учитывался как объект основных средств. Он еще не полностью самортизирован, то есть еще числится остаточная стоимость.
Какими документами следует оформить выбытие? Нужно ли составлять приказ о выбытии основных средств? Привлекать ли при выбытии автомобиля комиссию?

ОТВЕТ: В случае выбытия объекта основных средств составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОЗ-1). Приказ руководителя также понадобится. А вот участие комиссии — дело добровольное.

Как указано в приказе Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29 декабря 1995 г. № 352, при передаче основных средств другому предприятию за плату составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОЗ-1). Его составляют в трех экземплярах: первые два — для предприятия, которое передает основное средство (первый экземпляр прилагается к отчету, а второй — к уведомлению на передачу и для акцепта), третий — лицу, принимающему основные средства. С примером заполнения данной формы можно ознакомиться здесь.

Форма № ОЗ-1 — достаточно универсальный документ, чаще всего он ассоциируется с процедурой учета ввода в эксплуатацию основных средств. Но может использоваться и для оформления внутреннего перемещения основных средств между цехами (отделениями, участками), и для исключения из состава основных средств при передаче другому предприятию (организации).

По нашему мнению, если перед продажей объект основных средств был переведен в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, и отражен на субсчете 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи», то не будет ошибкой оформить передачу основных средств и обычной расходной накладной. Ведь применение типовой формы в данном случае не обязательно (уже имеем дело с запасами). Главное — чтобы операция была оформлена документом, который можно назвать первичным (со всеми обязательными реквизитами). И на практике чаще отдают предпочтение ОЗ-1 как типовой форме.

Касательно составления приказа о продаже основных средств, то распоряжение имуществом (активами) предприятия осуществляет уполномоченное учредителем(ями) лицо (обычно — директор). Поэтому в любом случае продажа автомобиля невозможна без распоряжения руководителя. А учитывая то, что автомобиль — имущество не из дешевых и подлежит учету в госорганах, приказ от руководителя желательно получить в письменной форме.

Комиссию же, как правило, привлекают при ликвидации основных средств (см. «Ликвидация основных средств: документальное оформление и учет. Часть I» газеты № 44/2013), когда принимается решение о невозможности использовать основное средство по назначению (п. 41 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561). То есть установление несоответствия критериям актива из-за отсутствия вероятности получения в будущем экономических выгод. В таких случаях оформляют Акт на списание основных средств (форма № ОЗ-3), а для автотранспортных средств — Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4).

Однако в нашем случае (продажа автомобиля) эти документы оформлять не нужно, соответственно, и комиссию привлекать не обязательно. Разве что предприятия (устав, приказ руководителя) привлекать комиссию в таких ситуациях могут обязывать внутренние документы.

Георгий КЛЯШТОРНЫЙ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»