Инвентаризация основных средств — один из наиболее ответственных этапов работы инвентаризационной комиссии. Ведь нужно проверить и документально подтвердить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, достоверность его оценки. Все это требует от работников опыта и определенных профессиональных навыков. Тем более что палитра необоротных активов на предприятии может быть разнообразной: от недвижимости до обычных канцелярских принадлежностей.
Сегодня мы ознакомим вас с важнейшими организационными моментами инвентаризации основных средств и учетом выявленных расхождений у предприятий на общей системе налогообложения. Кстати, все описанное в нашей статье относительно инвентаризации необоротных материальных активов будет касаться и такого специфического объекта бухучета, как инвестиционная недвижимость

Задачи инвентаризации основных средств

Инвентаризацию активов (в т.ч. основных средств) и обязательств проводят, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это достигается благодаря проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки таких объектов учета (ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далееЗакон о бухучете).

Сегодня процедуру инвентаризации регулирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879 (далееПоложение об инвентаризации).

Принципы Положения об инвентаризации позволяют конкретизировать главные задачи инвентаризации основных средств, в частности, выявить:

  • фактическое наличие основных средств, сопоставить его с данными бухгалтерского учета и установить расхождения (излишки или недостачи) либо их отсутствие;
  • объекты, не пригодные к использованию по каким-либо причинам или неиспользуемые;
  • основные средства, не соответствующие критериям признания.

Все вышеперечисленное должна реализовать инвентаризационная комиссия во главе с руководителем предприятия либо его заместителем.

Периодичность инвентаризации основных средств

Часть 2 ст. 10 Закона о бухучете устанавливает, что объекты и периодичность инвентаризации определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда она обязательна согласно законодательству. Перечень таких случаев приведен в п.п. 7 и 8 р. І Положения об инвентаризации. Упоминания о них содержатся и в дргих законодательных актах, скажем, в Порядке представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Так, инвентаризация обязательна:

  • при смене материально ответственных лиц. Если речь идет о коллективной (бригадной) материальной ответственности, то в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива или бригады (на день приемки-передачи дел);
  • в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
  • по судебному решению либо на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В данном случае инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, которые прописаны в документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием такого документа. Яркий пример инициаторов обязательной инвентаризации — налоговики, которые согласно пп. 20.1.9 НКУ вправе требовать в ходе проверок проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств;
  • при условии возникновения техногенных аварий, пожара либо стихийного бедствия (на день по окончании явлений);
  • в случае прекращения предприятия;
  • при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам (на дату такого перехода);
  • перед составлением годовой финансовой отчетности с учетом особенностей проведения инвентаризации в сроки, определенные п. 10 р. I Положения об инвентаризации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.