У обособленных подразделений предприятий, расположенных в других городах, областях и имеющих в своем штате наемных работников или в процессе деятельности сотрудничающих с физлицами, которым выплачивают доходы, зачастую возникает вопрос: в какой бюджет уплачивать ЕСВ, НДФЛ, военный сбор и куда представлять форму № 1ДФ?
Итак, разбираемся
НДФЛ
Прежде всего напомним: для целей р. IV НКУ термин «обособленное подразделение» используется в значении Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) — пп. 14.1.30 НКУ. Как отмечается в ч. 2 ст. 58 ХКУ, сведения об обособленных подразделениях предприятия прилагаются к регистрационному делу и включаются в Единый государственный реестр юридических, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).
Кроме того, создавая филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, предприятие должно согласовать вопрос о размещении таких подразделений с соответствующими органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 64 ХКУ). Поэтому особый порядок уплаты НДФЛ и представления формы № 1ДФ, о котором мы поговорим далее, должен распространяться только на указанные обособленные подразделения.
Однако налоговики придерживаются иной точки зрения. В частности, в письме от 27.03.2019 г. № 10278/7/99-99-13-04-04-17 ГФСУ, ссылаясь на вышеуказанные нормы ХКУ, делает достаточно странный вывод: мол, для целей обложения НДФЛ подразделения считаются обособленными независимо от того, включены они или нет юридическим лицом в ЕГР.
Иными словами: налоговики настаивают на том, что специальный порядок уплаты и отчетности по НДФЛ (о нем речь пойдет далее) распространяется на любое структурное подразделение предприятия (цех, отделение, участок, бюро, лабораторию, службу и т.д.). Но не будем забегать наперед и сначала разберемся, что относительно уплаты и представления отчетности по НДФЛ говорится в НКУ.
Налоговыми агентами физлиц в случае выплаты им дохода являются юридические лица (их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения), поэтому они обязаны начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ и военный сбор в бюджет, а также представлять налоговую отчетность — форму № 1ДФ (пп. 14.1.180 НКУ).
По общему правилу НДФЛ, уплачиваемый налоговым агентом — юрлицом, зачисляется в соответствующий местный бюджет по его местонахождению (расположению) (п. 2 ст. 64 Бюджетного кодекса Украины, далее — БКУ).
НКУ уточняет, каким образом осуществляется перечисление НДФЛ в бюджет обособленными подразделениями юрлица, в зависимости от наделенных им полномочий.
Так, обособленные подразделения юрлица, уполномоченные начислять (уплачивать) НДФЛ, самостоятельно:
- перечисляют НДФЛ в соответствующий бюджет по своему местонахождению (пп. 168.4.3 НКУ);
- представляют форму № 1ДФ в контролирующий орган по месту своего расположения (пп. «б» п. 176.2 НКУ).
Если обособленные подразделения юрлица не уполномочены начислять (уплачивать) НДФЛ, за них функцию налогового агента выполняет данное юрлицо, ввиду этого именно оно обязано:
- перечислять НДФЛ, начисленный работникам обособленного подразделения, в местный бюджет по местонахождению такого подразделения (пп. 168.4.3 НКУ);
- представить форму № 1ДФ в виде отдельной порции в контролирующий орган по своему местонахождению (т.е. по местонахождению юрлица) и отправить копию данной формы № 1ДФ в контролирующий орган по местонахождению обособленного подразделения. В порции, представляемой за обособленное подразделение, указываются сведения о физических лицах (работников) данного подразделения (пп. «б» п. 176.2 НКУ, п. 2.6 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом Минфина Украины от 13.01.2015 г. № 4).
Обратите внимание: 2021 года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» от 19.09.2019 г. № 116-IX, согласно которому с абз. 2 пп. «б» п. 176.2 НКУ будет изъято требование о представлении копии отчета по местонахождению неуполномоченного подразделения (см. комментарий «Единая отчетность по ЕСВ и НДФЛ»).
А сейчас внимание: аналогичный порядок уплаты налога и представления формы № 1ДФ налоговики распространяют на любые структурные подразделения предприятия, даже если сведения о них не вносятся в ЕГР. Вот что говорится в уже упомянутом письме № 10278/7/99-99-13-04-04-17:
«...если юридическое лицо создает производственные структурные подразделения с использованием труда наемных лиц по местонахождению (расположению) на другой территории, нежели данное юридическое лицо, и не уполномочены им начислять (уплачивать) налог на доходы физических лиц, то такой налогоплательщик обязан стать на учет по неосновному месту учета в соответствующих контролирующих органах по местонахождению данных объектов и перечислять налог на доходы физических лиц в местный бюджет по местонахождению такого подразделения».
В разъяснении из категории 103.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua), отвечая на вопрос — «В какой бюджет должен уплачивать НДФЛ СХ, не имеющий обособленные структурные подразделения, а имеющий собственные или арендованные помещения (здания) в разных регионах Украины и/или районах города, где работают наемные работники данного СХ?», налоговики делают тот же вывод:
«...НДФЛ подлежит уплате в соответствующий местный бюджет по местонахождению (расположению) собственных или арендованных помещений (зданий) в разных регионах Украины, в которых работают наемные работники данного предприятия, несмотря на отсутствие у такого субъекта хозяйствования обособленных структурных подразделений».
Действительно, согласно п. 63.3 НКУ налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета).
Следовательно, если подразделение зарегистрировано по неосновному месту учета, по мнению налоговиков, НДФЛ за наемных лиц, работающих в нем, необходимо уплачивать в том же порядке, как и в случае с обособленными подразделениями. Как правило, необособленные структурные подразделения не уполномочивают на уплату НДФЛ. Поэтому головная компания должна уплачивать налог в местный бюджет по местонахождению данного подразделения и в тот же налоговый орган (по неосновному месту учета) представлять копию формы № 1ДФ — несмотря на то что такое подразделение не считается обособленным согласно ХКУ.
Таким образом, если вы не хотите спорить с налоговиками, а скорее всего, здесь дело дойдет до суда, поскольку вопрос уплаты налога в тот или иной бюджет — достаточно серьезен, советуем за работников структурных подразделений (даже если они не являются обособленными в контексте ХКУ) применять порядок уплаты налога и отчетности, предусмотренный пп. 168.4.3 и пп. «б» п. 176.2 НКУ для обособленных подразделений.
В случае выплаты дохода неработникам, к примеру, за выполненные работы (предоставленные услуги) согласно гражданско-правовым договорам физлицам, зарегистрированным в другом регионе, юрлицо, выполняя функции налогового агента, уплачивает НДФЛ в бюджет по своему местонахождению, как следует из ч. 2 ст. 64 БКУ.
А вот НДФЛ, начисленный налоговым агентом с доходов за сдачу физическими лицами в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельных участков, земельных долей (паев), выделенных или не выделенных в натуре (на местности), уплачивается в бюджет по местонахождению таких объектов аренды (субаренды, эмфитевзиса) — пп. 168.4.9 НКУ, абз. 5 ч. 2 ст. 64 БКУ.
Военный сбор
В целом начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НКУ (пп. 1.4 п. 161 подраздела 10 р. XX «Переходные положения» НКУ). Но вся загвоздка в том, что военный сбор — это статья доходов Государственного бюджета (ст. 29 БКУ).
Поэтому норма по уплате НДФЛ в местный бюджет с абз. 2 пп. 168.4.3 НКУ не может применяться в случае уплаты военного сбора. А значит, юрлицо — головное предприятие перечисляет его как за себя, так и за неуполномоченные обособленные подразделения в бюджет по своему местонахождению (регистрации) на соответствующие счета, открытые в органах ГКСУ. Это подчеркнули и специалисты ГФС, в частности, в письме ГФС от 22.05.2017 г. № 12807/7/99-99-13-01-01-17. А вот уполномоченные обособленные подразделения уплачивают военный сбор в Госбюджет самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ и военного сбора, показанным на рисунке.
Рис. Схема взаимодействия головное предприятие — обособленное подразделение в части уплаты НДФЛ, военного сбора и представления формы № 1ДФ
ЕСВ
По общему правилу представляют отчетность и уплачивают ЕСВ по основному месту учета плательщика единого взноса. Об этом говорится в п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ), п. 1 ч. 2 р. IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина Украины от 20.04.2015 г. № 449, п. 1 р. ІІ Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина Украины от 14.04.2015 г. № 435.
Согласно абз. 5 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ к плательщикам ЕСВ среди прочего относятся филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций:
- имеющие отдельный баланс
и
- самостоятельно осуществляющие расчеты с застрахованными лицами.
Обратите внимание!
Учет плательщиков ЕСВ ведется по кодам из ЕГР — для плательщиков, которые включаются в данный реестр (юридические лица и обособленные подразделения), — п. 5 р. І Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.11.2014 г. № 1162 (далее — Порядок № 1162).
То есть в контексте уплаты ЕСВ, структурные необособленные подразделения, сведения о которых не вносятся в ЕГР, не могут быть самостоятельными плательщиками ЕСВ априори.
Постановка на учет обособленных подразделений, сведения о которых содержатся в ЕГР, как плательщиков единого взноса подтверждается выпиской из Единого государственного реестра, направляемой таким обособленным подразделениям (п. 4 р. ІІ Порядка № 1162).
Сначала при получении уведомления от государственного регистратора или сведений из ЕГР о создании обособленного подразделения юридического лица такое вновь созданное подразделение учитывается в налоговой с пометкой «Неплатник».
Поэтому в случае принятия юрлицом решения о выделении обособленного подразделения на отдельный баланс и переходе на самостоятельное ведение им расчетов с застрахованными лицами такое юрлицо должно уведомить об этом в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения (п. 8 р. ІІ Порядка № 1162).
Только на основании данного уведомления юридического лица обособленное подразделение начинает учитываться как плательщик ЕСВ и самостоятельно уплачивать ЕСВ по своему месту регистрации.
При этом тот же п. 8 р. ІІ Порядка № 1162 содержит оговорку: в ходе проверки контролирующий орган может установить наличие у обособленного подразделения отдельного баланса, самостоятельного ведения расчетов по оплате труда с застрахованными лицами. Поэтому не стоит затягивать с уведомлением налоговиков о статусе плательщика ЕСВ. В противном случае вы рискуете, что органы ГНСУ предъявят обвинение предприятию в неуплате ЕСВ (уплате не на тот счет).
Если же обособленное подразделение не учитывается как плательщик ЕСВ или подразделение вообще не является обособленным, ЕСВ с зарплаты работников, занятых в таких подразделениях, уплачивает головное предприятие.
В заключение хотим подчеркнуть, что вопрос уплаты НДФЛ, военного сбора и ЕСВ не в тот бюджет вполне штрафоопасен. О том, какая ответственность грозит за это, а также о возможности избежать ее мы расскажем в одной из ближайших публикаций.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»