Предприятие самостоятельно разработало и зарегистрировало торговую марку, выпускает под ней собственную продукцию и предоставляет ее в пользование другим субъектам хозяйствования за плату (роялти). Имеем ли мы право отражать ее стоимость в составе нематериальных активов?
Торговая марка — объект права интеллектуальной собственности (ст. 420 Гражданского кодекса Украины). Поэтому существует некий соблазн отразить расходы на ее создание и регистрацию в составе нематериальных активов. Однако в бухгалтерском учете данные расходы не капитализируют.
Дело в том, что п. 9 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» четко гласит: расходы на создание торговых марок (товарных знаков) «не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены».
В § 63 МСБУ 38 «Нематериальные активы» говорится об аналогичном ограничении:
«Внутренне генерируемые бренды, заголовки, названия изданий, списки клиентов и аналогичные по своей сути объекты не следует признавать как нематериальные активы».
Так чем же именно авторам стандартов «не угодили» собственные торговые марки?
Согласно п. 6 П(С)БУ 8 и § 21 МСБУ 38 какой-либо нематактив (если, конечно, он соответствует такому типу активов по определению) можно признавать в балансе, только если одновременно выполняются следующие условия:
— существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
— его стоимость может быть достоверно определена.
Дополнительные условия признания в балансе нематериальных активов, полученных в результате разработки, прописаны в п. 7 П(С)БУ 8 и § 57 МСФО 38. Так, в соответствии с нацстандартом данный актив можно признавать, только если предприятие одновременно:
1) намерено, имеет техническую возможность и ресурсы для доведения нематактива до состояния, в котором он пригоден для реализации или использования;
2) имеет возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива;
3) владеет информацией для достоверного определения расходов, связанных с разработкой нематериального актива (т.е. может достоверно определить себестоимость конкретного актива).