Сегодня очень часто говорят об изменениях, внесенных в законодательство с целью минимизировать экономические последствия введения в Украине карантина. Речь идет, в частности, о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX (далее — Закон № 530), который якобы среди прочего решил проблему форс-мажорного невыполнения обязательств бизнесом…

Кто может воспользоваться форс-мажором?

Хотя карантин и признан форс-мажорным обстоятельством, воспользоваться им можно будет только при определенных обстоятельствах и в случае соблюдения правил. А значит, фактически им воспользуются далеко не все, кто на это рассчитывает.

Как известно, перечень форс-мажорных обстоятельств приведен в ч. 2 ст. 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР.

Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам.

Речь идет о следующих ситуациях:

угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь вражескими атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратства, беспорядки, вторжение, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и пр.

Законом № 530 внесены изменения в данный перечень, и список обстоятельств форс-мажора продлили введением «карантина, установленного КМУ». Собственно, Закон № 530 уже опубликован и действует с 18.03.2020.

Все бы ничего, но важно выяснить, действительно ли есть связь между наступлением форс-мажора и невыполнением обязательств. Позиция Торгово-промышленной палаты Украины (далее — ТТП) в этом вопросе, в принципе, вполне логична: обстоятельство форс-мажора, в т. ч. карантин, не приводит к автоматическому освобождению от ответственности. И нужно понимать, каким образом карантин ограничил выполнение определенного обязательства.