Наше предприятие приобретает у фирмы-нерезидента маркетинговые услуги. Можем ли мы отнести к расходам оплату маркетинговых услуг? Нужно ли нам уплачивать налог на репатриацию? Возникают ли налоговые обязательства по НДС?

ОТВЕТ: Первая приятная новость — беспокоиться об уплате налога на репатриацию в данном случае не нужно. Вторая — не будет и НДС. И третья — существует несколько возможных путей показать среди налоговых расходов расходы на маркетинговые услуги, которые предоставляет нерезидент. Однако следует учесть все требования законодательства, о которых мы далее и поговорим.

Начнем с налоговых расходов

В общем случае расходы на исследование рынка (маркетинг) в налоговом учете включают в расходы на сбыт (пп. «г» пп. 138.10.3 НКУ).

В то же время согласно пп. 139.1.13 НКУ, не попадают в указанные расходы расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ), в частности, по маркетингу (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, которые подлежат налогообложению в соответствии с п. 160.8 НКУ) в объеме, превышающем 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному. То есть разрешено отнести расходы на маркетинг от нерезидента на сумму не более 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предыдущий год.

Следует отметить, что к расходам не относят вообще расходы на услуги по маркетингу, если лицо, в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом, имеющим оффшорный статус (пп. 139.1.13 НКУ). Под термином «нерезиденты, имеющие оф­фшорный статус» подразумевают нерезидентов, расположенных на территории оффшорных зон, за исключением нерезидентов, расположенных на территории оффшорных зон, которые предоставили налогоплательщику выписку из правоустанавливающих документов, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, которая свидетельствует об обычном (неоф­фшорном) статусе такого нерезидента (п. 161.3 НКУ). Перечень оффшорных зон утвержден распоряжением КМУ от 23.02.2011 г. № 143-р.

При отнесении расходов на маркетинговые услуги к налоговым важно помнить, что:

1) такие расходы должны быть связаны с хоздеятельностью (пп.пп. 14.1.27, 139.1.1 НКУ);

2) должны быть первичные документы, подтверждающие понесенные расходы (п. 138.2, пп. 139.1.9 НКУ).

Напомним!

Прочие расходы (к таким относятся и расходы на сбыт) отражают по факту их понесения (п. 138.5 НКУ).

Расходы на маркетинг особенно интересны миндоходовцам, поэтому советуем особенно тщательно позаботиться о документальном оформлении такой операции (в частности, оформить договор, получить акт предоставленных услуг от нерезидента или другой аналогичный документ, который подтвердит фактическое получение маркетинговых услуг, в котором будет детализировано, какие маркетинговые услуги получало предприятие).

Вывод

Предприятие при приобретении услуг по маркетингу у нерезидента вправе отнести к налоговым расходам только расходы в сумме, не превышающие 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному. Однако если нерезидент имеет оффшорный статус, тогда к расходам вообще нельзя относить уплаченные суммы.

О расчете 4%-го ограничения расходов читайте в материале «Ограничение расходов на консалтинг, маркетинг и рекламу от нерезидента: как правильно рассчитать».

Перейдем к налогу на репатриацию

Согласно п. 160.1 НКУ, любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным ст. 160 НКУ. В то же время в этом же п. 160.1 НКУ приведен перечень доходов, которые попадают в доходы с источником их происхождения из Украины. Доход от услуг по маркетингу в данном перечне не указан, но прописано, что в доходы с источником происхождения из Украины не попадают доходы в виде выручки или прочих видов компенсации стоимости товаров/выполненных работ/предоставленных услуг, переданных/выполненных/предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению (пп. «й» п. 160.1 НКУ).

Вывод

Предприятие, выплачивающее денежные средства нерезиденту-юрлицу за предоставление маркетинговых услуг, не должно удерживать налог на репатриацию.

НДС

В соответствии с пп. «б» п. 185.1 НКУ, объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке услуг, место поставки которых — расположено на таможенной территории Украины по ст. 186 НКУ.

Согласно п. 186.4 НКУ, местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в п.п. 186.2 и 186.3 НКУ.

Учитывая то, что предоставленные нерезидентом услуги по маркетингу не определены п.п. 186.2 и 186.3 НКУ, местом поставки таких услуг является место регистрации нерезидента (агента), то есть за пределами таможенной территории Украины (п. 186.4 НКУ). Потому и отсутствует объект обложения НДС. Такой позиции придерживаются и контролирующие органы: они соглашаются, что «местом поставки данных услуг является место регистрации поставщика» (письмо ГНА в г. Киеве от 08.04.2011 г. № 3816/10/31-605).

Вывод

Объект обложения НДС отсутствует в связи с поставкой услуг, место поставки которых находится за пределами таможенной территории Украины, а потому начислять НДС не нужно.

Анастасия НЕВСКАЯ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»