Изменения, внесенные приказом Минфина от 14.01.2020 г. № 6 (далее — Приказ № 6), нельзя назвать фундаментальными. При этом, безусловно, они заслуживают внимания. Так в чем же суть правок, сделанных Минфином в Методрекомендациях по бухучету, — рассмотрим в нашей консультации.

Диапазон правок достаточно широк, ведь изменения коснулись шести документов Минфина, таких как:

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфин в Украине от 30.09. 2003 г. № 561 (далее — Методрекомендации № 561);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфин в Украине от 10.01.2007 г. № 2 (далее — Методрекомендации № 2);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфин в Украине от 16.11. 2009 г. № 1327 (далее — Методрекомендации № 1327);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету финансовых расходов, утвержденные приказом Минфин в Украине от 01.11.2010 г. № 1300 (далее — Методрекомендации № 1300);

— Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации № 635);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету совместной деятельности без создания юридического лица, утвержденные приказом Минфин в Украине от 30.12.2011 г. № 1873 (далее — Методрекомендации № 1873).

Учет основных средств

Во-первых, в п. 23 Методрекомендаций и № 561 прописано уточнение, кто и когда определяет ликвидационную стоимость основных средств. А именно: при вводе объекта в эксплуатацию его ликвидационную стоимость определяет комиссия, созданная приказом руководителя предприятия.

Ликвидационная стоимость — сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие/учреждение надеется получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Интересно, что проект приказа предусматривал, что ликвидационная стоимость может быть равна нулю, если предприятие не может достоверно определить сумму, которую предполагают получить от реализации (ликвидации) основных средств по окончании срока их полезного использования (эксплуатации). Однако в конечную редакцию Приказа № 6 данная норма так и не попала.

Действительно ликвидационная стоимость — это предварительно оцененная величина, и о достоверности ее определения речь не идет. При определенных условиях она может быть нулевой. Но стоит учесть, что ликвидационная стоимость влияет на расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости. Поэтому зачастую на практике безосновательное установление ее на уровне нуля создает налоговые риски для плательщиков налога на прибыль и НДС. Подробнее об этом читайте в публикации «Ликвидационная стоимость: может ли она быть равна 0 грн».

Во-вторых, из Методрекомендаций № 561 изъяли не актуальные по состоянию на сегодняшний день нормы, в которых говорилось, что плательщики налога на прибыль первоначальную (переоцененную) стоимость объекта основных средств могут увеличить на:

— сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством;

— сумму индексации, проведенной в порядке, установленном налоговым законодательством.

Ведь действующая нынче редакция р. ІІІ НКУ уже не содержит порядки определения таких сумм.