(комментарий к Закону Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX, далее — Закон № 378)

Действующий с 02.02.2020

Наконец пересмотрели т.н. «драконовские» трудовые штрафы, наложенные на работодателей с 01.0.2017, когда их внесли в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. И хотя еще нельзя сказать, что все виды указанных штрафов снизили, но все же начало положено — и с 02.02.2020 размеры трудовых штрафов по отдельным позициям уменьшились, а работодателей на едином налоге вообще только письменно будут предупреждать о том, что ранее «яростно» штрафовало Гоструда. Далее — подробнее.

Как изменились размеры трудовых штрафов

Лучше всего это продемонстрирует сравнительная таблица, в которой приведены все виды нарушений и штрафы по ним, определяемые ч. 2 ст. 265 КЗоТ (см. таблицу).

Таблица

Размеры трудовых штрафов

Вид нарушения

Размер штрафа

до 01.02.2020 (включительно)

с 02.02.2020

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

30 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

10 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 47230 грн.

К юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1–3 групп, применяют предупреждение.

За повторное в течение двух лет со дня выявления нарушение — 30 размеров минимальной зарплаты за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

3 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

Не изменился.

В 2020 году — 14169 грн

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

10 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

2 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 9446 грн

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлеченным к исполнению воинских обязанностей

10 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение

4 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В 2020 году — 18892 грн.

К юрлицам и ФЛП, использующим наемный труд и являющимся плательщиками единого налога 1–3 групп, применяют предупреждение

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

3 размера минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

Не изменится.

В 2020 году — 14169 грн

Недопущение к проведению проверки, препятствование в ее проведении по вопросам неоформленных работников, неполной занятости и неполной уплаты ЕСВ и налогов

100 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения

16 размеров минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения.

В 2020 году — 75568 грн

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных

1 размер минзарплаты

1 размер минзарплаты за каждое такое нарушение!!!

В 2020 году — 4723 грн.

За повторное в течение года со дня выявления нарушения — 2 размера минзарплаты за каждое такое нарушение

 

Предупреждение для единщиков

Наверняка все помнят, сколько было новостей и судебных решений по искам ФЛП, оспаривавших огромные штрафы за неоформленных работников. Иногда такие суммы достигали миллионных значений, что фактически делало невозможным дальнейшую работу таких ФЛП, которые попросту не имели средств на уплату данных штрафов и продолжали оспаривать судебные решения.

Ввиду этого им сделали фактически шаг навстречу, предоставив возможность всем плательщикам единого налога 1–3 групп сначала получить предупреждение в случае неоформленной занятости лиц. Если после этого все трудовые отношения оформляются надлежащим образом, то никаких штрафов не будет. Однако если в дальнейшем в ходе повторной инспекции обнаруживают, что работники все же надлежащим образом не оформлены на работу, то такие работодатели получат сумму штрафа в размере 30 минимальных зарплат.

Ослабление предусматривали и для случаев, когда ненадлежаще выполнены гарантии и льготы, предусмотренные для призванных на военную службу лиц, работающих у плательщиков единого налога 1–3 групп. То есть и в таком случае сначала будут предупреждать, а только при невыполнении данного предупреждения могут прийти снова на инспектирование и уже оштрафовать на 4 минимальные зарплаты.

В ст. 265 КЗоТ не указано, как работодатели на 1–3 группах единого налога должны подтверждать свой статус. Но выходим из того, что регистрируют субъектов хозяйствования как плательщиков единого налога, внося соответствующие записи в реестр плательщиков единого налога (п. 299.1 НКУ). Сам же реестр ведет ГНС, и он является открытым в Электронном кабинете по ссылке. В реестр вносится, в частности, информация о группе плательщика единого налога (пп. 5 п. 299.7 НКУ).

Надеемся, что инспекторам труда достаточно будет этого, и они самостоятельно еще до проверки будут осведомлены о статусе единщика у работодателя, которого будут проверять.

Конечно, можно вспомнить и о том, что согласно п. 299.9 НКУ по желанию зарегистрированный плательщик единого налога может бесплатно и безоговорочно получить извлечение из реестра плательщиков единого налога. Срок предоставления извлечения не должен превышать 1 рабочий день со дня поступления запроса. Форма извлечения утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 г. № 308.

Напомним

В течение 20–31 января 2020 года были проведены совместные масштабные рейды Гоструда и ГНС по всей Украине, целью которых была детинизация занятости. Посещали работодателей в сфере торговли, временного размещения и организации питания и разъясняли необходимость официального трудоустройства работников.

В свою очередь, работодатели после такого визита имели возможность добровольно оформить всех работников в соответствии с действующим законодательством. В то же время после разъяснительных мероприятий контролирующие органы обещали осуществлять проверки указанных работодателей, чтобы проверить, как соблюдается законодательство о труде. И если нарушения не будут исправлены, то штрафовать будут согласно требованиям ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Все понимают, что в сфере торговли работает подавляющее большинство единщиков. А значит, понятно было, что подписание Закона № 378 готовили под них. Однако предупреждения, сделанные инспекторами труда до 02.02.2020, нельзя считать соответствующими требованиям ст. 265 КЗоТ, поскольку данного условия там не было до указанной даты. Поэтому работодатели на едином налоге 1–3 групп, которых инспекторы посетят после 02.02.2020, могут ссылаться на то, что они допустили не повторное нарушение, а только впервые выявленное, и апеллировать к требованию составлять в таком случае предупреждение с условием к работодателю устранить нарушение.

Однако и здесь споров с инспекторами труда не избежать. А все из-за наличия до 31.12.2019 в нормах обновленного п. 16 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823, условия, что при выявлении нарушения требований законодательства о труде вместе с предписанием об их устранении составят и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде.

Таким образом, мы видим, что Гоструда подготовилось к исполнению Закона № 378 заранее. Но это уж никак не гарантирует им успех в случае судебных споров, т.к. нормы Закона № 378 не работают задним числом. Безусловно, за исключением, когда они смягчают ответственность, но это уже играет на стороне работодателя.

Все об изменениях в инспекционных посещениях Гоструда читайте в публикации «Проверки Гоструда: что изменилось с 2020 года».

Условие для уплаты штрафа в размере 50%

Нововведением является ч. 5 ст. 265 КЗоТ, согласно которой уплата работодателем 50% размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о его наложении означает, что данное постановление исполнено. Срабатывает это для всех нарушений, штрафы за которые прописаны в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Конечно, это не касается наложенных админштрафов к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и ФЛП, определенных ст. 41 КоАП (в части нарушений требований законодательства о труде). Суды будут рассматривать такие админпротоколы, и в случае применения штрафа его придется уплачивать в полной мере.

Например. Инспектор труда выявил факт неначисления сумм индексации зарплат двум работникам. В таком случае после 02.02.2020 последует наложение штрафа согласно абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере двух минимальных зарплат за каждого работника, т.е. 18892 грн (4723 грн × 2 × 2). Но если не обжалуют и уплатят в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления, то израсходуют наполовину: 9446 грн (18892 грн × 50%).

Однако здесь получается очень интересная ситуация. Если, условно, не допустили к проверке инспектора, который мог бы выявить именно неначисление сумм индексации зарплаты этим двум работникам, то последует штраф в размере 3 минимальных зарплат, который при уплате в 10-дневный период уменьшится наполовину: 7084,50 грн (4723 грн х 3 х 50%). А это же меньше, нежели уплатить штраф за выявленное нарушение. Вот такие изменения на «улучшение».

И помните: уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде (ч. 10 ст. 265 КЗоТ).

За другие трудовые нарушения будут штрафовать больше

Непонятно, почему с 02.02.2020 за нарушение других требований трудового законодательства введен штраф в размере одной минимальной зарплаты за каждое нарушение. Ведь до этой даты штраф в одну минимальную зарплату применялся независимо от количества этих «мелких» нарушений и работников, относительно которых они допущены.

То есть теперь, имея условно нарушения в заполнении трудовой книжки работника, отсутствии графика отпусков, штатного расписания, непредоставлении отпусков работникам в течение более двух лет, невыплаты аванса на командировку и т.д., совокупно можно получить штраф в 5 минимальных зарплат, а то и больше, если мелочей будет больше.

Единственное, что может защитить, — исполнение предписания Гоструда и устранение выявленных нарушений в определенные предписанием сроки. Тогда согласно ч. 6 ст. 265 КЗоТ меры по привлечению к ответственности не применяются.

Когда исполнение предписания Гоструда не защищает от штрафа

Согласно ч. 7 ст. 265 КЗоТ независимо от факта устранения выявленных в ходе проведения проверки вместе с вынесением предписания будут штрафовать за:

«фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, и выплату зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов;

недопущение к проведению проверки, препятствование в ее проведении;

совершение повторно в течение года другого нарушения трудового законодательства».

На сколько будут штрафовать, если проверка начата до 02.02.2020 или нарушение допущено до этой даты

Это вопрос будет № 1 для всех, на кого нагрянула проверка, и тех, у кого имеет место длящееся нарушение трудового законодательства, которое не устранено.

Обратите внимание

Закон № 378 с обновленными размерами штрафов действует с 02.02.2020. И никакого обратного его действия во времени не предусмотрено.

Однако обратимся к ст. 58 Конституции Украины, согласно которой нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или упраздняют ответственность лица.

Поэтому считаем, что за нарушение трудового законодательства, где штраф уменьшен или он заменен на предупреждение работодателю, должны следовать ответственность, определенная уже с 02.02.2020 в ч. 2 ст. 265 КЗоТ, если постановление о наложении штрафа составляют после 02.02.2020. Это должно действовать даже тогда, когда само нарушение допущено до 02.02.2020, в т.ч. если оно является длящимся.

Но такое смягчение не касается тех нарушений, где штрафы остались неизменными.

Здесь можно вспомнить о решении Одесского окружного административного суда от 07.10.2019 г. по делу № 420/3783/19. Тогда суд упразднил постановление Гоструда о наложении штрафа за то, что с 14.05.2019 Порядок № 295 упразднен судом. А действующий на то время Порядок № 823 уже не предусматривал привлечение к ответственности, если исполнено предписание в случае выявленных нарушений относительно несоблюдения минимальных гарантий в оплате труда.

Минсоцполитики ранее в письме от 05.01.2018 г. № 8/0/22-18/134 отмечало: финансовые санкции начинают применять к работодателям, действия которых нарушают требования трудового законодательства, по состоянию на день вступления в силу закона, которым они введены.

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт газеты «Интерактивная бухгалтерия»