В текущем году ключевые законопроекты, как правило, предусматривающие множество налоговых изменений, так и не были приняты Верховной Радой. Часть законов, хотя и приняты, но они еще не вступили в силу. Ввиду этого в основном все новогодние изменения носят «исторический» характер: отдельные нормы или прекращают действовать 31.12.2019, или, наоборот, начинают работать с 01.01.2020 либо позже. Итак, давайте вспомним, чего ожидать нам в новом году

Итоговая налоговая накладная

С 01.01.2020 для налоговых накладных, составленных по ежедневным итогам операций (если налоговая накладная не была составлена на данные операции), будут действовать следующие правила заполнения (п. 14 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, далееПорядок № 1307):

  • в строке «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причин» налоговой накладной будут делать отметку «Х» и указывать тип причины 11;
  • в строке «Отримувач (покупець)» будут указывать «Неплатник»;
  • в строке «Індивідуальний податковий номер отримувача (покупця)» будут проставлять условный ИНН «100000000000»;
  • строка «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» заполняться не будет;
  • другие данные и показатели такой налоговой накладной будут заполнять по правилам, определенным Порядком № 1307.

Собственно, такие же правила действовали и до 01.01.2020. Правда, они значились в абз. 1 п. 12 Порядка № 1307 и не было уточнения о том, что другие данные и показатели такой налоговой накладной заполняются по правилам, определенным Порядком № 1307. Казалось бы, это уточнение — лишь формальность. Но не в случае с итоговой налоговой накладной.

Ведь до 01.01.2020 номенклатуру в таких налоговых накладных плательщики НДС заполняют, руководствуясь разъяснениями налоговиков, разрешавших группировать ее по кодам УКТ ВЭД для товаров и кодам ГКПУ для услуг, а графы 4, 5, 6 и 7 не заполняют (см. разъяснение столичных налоговиков и разъяснение из категории 101.16 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

Следовательно, с 01.01.2020 в итоговой налоговой накладной придется расписывать всю номенклатуру, а остальные графы табличной части налоговой накладной заполнять в общем порядке. Акцент на этом ставят и налоговики (см. ИНК от 28.11.2019 г. № 1639/5/99-00-07-03-02-16/ІПК).

А что грозит плательщику за игнорирование новых требований?

За ошибки в итоговой налоговой накладной НКУ не предусматривает штраф, поскольку такой документ не выдается покупателю, и он не подтверждает налоговый кредит. Однако не исключено, что с 01.01.2020 итоговые налоговые накладные, заполненные с нарушением требований Порядка № 1307, система не будет пропускать в ЕРНН. А вот за нерегистрацию таких налоговых накладных грозит штраф по ст. 1201 НКУ.

(п. 14 Порядка № 1307 в редакции приказа Минфина от 17.09.2018 г. № 763)

Обновлены форма декларации по НДС и порядок ее заполнения

В этом году плательщикам НДС под елочку Минфин положил обновленные форму декларации по НДС и порядок ее заполнения. Изменения вступили в силу 01.01.2020 (п. 5 приказа Минфина от 20.11.2019 г. № 488).

В целом новации касаются отражения сумм НДСных льгот в декларации по НДС. А именно: в новом разделе V1 Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21 (далееПорядок № 21), прописали порядок определения и отражения сумм НДС, не уплаченных плательщиком в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Результаты данного расчета будут фиксировать в обновленном приложении Д6 к декларации по НДС.

При этом с 01.01.2020 утратил силу Порядок определения сумм налогов и сборов, не оплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167.

Подробный комментарий к данным изменениям читайте в одном из ближайших номеров газеты «Интерактивная бухгалтерия».

(приказ Минфина в Украине от 20.11.2019 г. № 488)

Продленные и новые НДСные льготы

Нулевой НДС для организаций и предприятий лиц с инвалидностью

Продлили на 5 лет (срок действия — до 01.01.2025) право применять нулевую ставку НДС организациями и предприятиями лиц с инвалидностью для операций по поставке товаров и услуг, изготавливаемых и поставляемых непосредственно такими предприятиями и организациями.

Данные изменения были внесены в п. 8 подраздела 2 р. ХХ НКУ Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания благоприятных условий для деятельности предприятий и организаций, учрежденных общественными объединениями лиц с инвалидностью» от 05.12.2019 г. № 344-IX и заработали 25 декабря 2019 года.

Эта преференция срабатывает для предприятий и организаций общественных объединений лиц с инвалидностью, которые основаны общественными организациями лиц с инвалидностью и являются их собственностью, где одновременно выполняются два условия:

1) количество лиц с инвалидностью, имеющих там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50% среднеучетного количества штатных работников;

2) фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда, относящихся к составу расходов производства.

При этом непосредственным считается изготовление товаров/услуг, вследствие которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составляющих частей, других покупных товаров, используемых в изготовлении данных товаров, равна не менее 8% продажной цены таких изготовленных товаров.

Для применения данной льготы таким предприятиям и организациям необходимо зарегистрироваться пользователем этой льготы в налоговой. То есть подать заявление о желании получить данную льготу, а также получить позитивные решения уполномоченного органа в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.1991 г. № 875-XII.

(пп. 4 п. 1 Закона Украины от 05.12.2019 г. № 344-IX, изменения в п. 8 подраздела 2 р. ХХ НКУ)

Экспорт семян рапса или репака

Согласно п. 63 подраздела 2 р. ХХ НКУ временно (с 01.01.2020 до 31.12.2021) освобождаются от НДС операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта семян рапса или репака (товарная позиция 1205 в соответствии с УКТ ВЭД).

Льгота не действует для сельхозпредприятий — производителей семян рапса или репака (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД), которые выращены ими на землях сельхозназначения, находятся в собственности таких сельхозтоваропроизводителей или в их постоянном пользовании либо используются ими на правах аренды (субаренды) или эмфитевзиса.

Ранее ко всему экспорту рапса и репака применялась нулевая ставка НДС. Вследствие этого экспортеры — плательщики НДС пользовались налоговым кредитом и получали бюджетное возмещение по данным операциям.

Сейчас, применяя льготу, экспортеры вынуждены компенсировать входящий НДС путем начисления НДС-обязательств согласно п. 198.5 и/или п. 199.1 НКУ. Ввиду этого о бюджетном возмещении НДС с такой деятельности придется забыть.

Таким образом, данная льгота не на руку НДСникам — экспортерам рапса и репака.

(п. 63 подраздела 2 р. ХХ НКУ)

Льготы, прекращающие действие

С 01.01.2020 контролирующие органы не будут рассрочивать уплату НДС при ввозе на таможенную территорию Украины с помещением в таможенный режим импорта оборудования и комплектующих, классифицируемых по товарным подкатегориям согласно УКТ ВЭД, перечень которых приведен в п. 65 подраздела 2 р. ХХ НКУ.

(п. 65 подраздела 2 р. ХХ НКУ)

Акцизный налог, СЭАРГ и СЭ

Требования относительно оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками

В соответствии с п. 12 подраздела 5 р. ХХ «Переходные положения» НКУ распорядители акцизных складов, где находятся резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 м3, обязаны не позднее 01.01.2020 оборудовать акцизные склады расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре.

Также согласно п. 18 подраздела 5 р. ХХ «Переходные положения» НКУ с 01.01.2020 вводится в действие ответственность, предусмотренная п. 1281.1 НКУ за необорудование и/или отсутствие регистрации в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре уровнемера-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на акцизном складе, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, на котором расположены резервуары общей вместимостью до 1000 м3.

Похожие требования — относительно оборудования расходомерами-счетчиками, ежедневного формирования данных о суточном фактическом объеме реализованного горючего, а также ответственность — с 1 января 2020 года будут применяться к отечественным предприятиям, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью изъятия целевых компонентов (сырья), предусматривающая полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее) — п. 27 подраздела 5 р. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Напомним: п. 1281.1 НКУ предусматривается наложение штрафа в размере 20000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом с акцизного склада или за каждое место получения и отпуска спирта этилового, и/или незарегистрированный расходомер-счетчик/расходомер — счетчик спирта этилового.

За повторное в течение года совершение на том же акцизном складе любого из вышеуказанных нарушений предусмотрен штраф в размере 50000 грн.

Кроме того, 1 января 2020 года вступает в силу п. 46 р. I Закона Украины от 23.11.2018 г. № 2628-VIII , предусматривающий, что в р. VI «Акцизный налог» НКУ появится новая ст. 233, которая будет регулировать порядок сопоставления налоговиками показателей с СЭАРГ и СЭ с показателями Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре относительно объемов оборота и остатков горючего.

  Комментарий к изменениям, внесенным данным Законом в НКУ в части акцизного налога и администрирования реализации горючего и спирта этилового, читайте здесь.

Но самое интересное, что под елочку депутаты приняли Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования акцизного налога» от 18.12.2019 г. № 391-IX (далее — Закон № 391). Как следует из проекта Закона № 391 , он отсрочивает введение части вышеуказанных норм.

  По состоянию на 28.12.2019 официальный текст документа еще не обнародован. Как только появится официальный текст, мы обязательно подробно рассмотрим все предусмотренные им новации.

Во-первых, введение в действие ст. 233 (о сопоставлении показателей) откладывается на 1 апреля 2020 года.

Во-вторых, Закон № 391 предусматривает, что в период с 1 апреля 2020 года по 1 июля 2020 года автоматическое сопоставление показателей объемов оборота и остатков топлива, показателей объемов оборота спирта этилового будет осуществляться в тестовом режиме.

В-третьих, на 1 апреля 2020 года переносится введение штрафа по п. 1281.1 НКУ для распорядителей акцизных складов, где расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 м3.

В-четвертых, распорядителей, которые до 1 июля 2019 года не подпадали под определение плательщика акцизного налога в соответствии с п. 212.1 НКУ (независимо от общей вместимости резервуаров, расположенных на акцизном складе такого распорядителя), а также отечественные предприятия, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения целевых компонентов (сырья), предусматривающая полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее), освободят от штрафа по п. 1281.1 НКУ до 1 июля 2020 года.

Штрафы за непредставление электронных документов в органы ГНС распорядителями акцизных складов

Как установлено п. 1281.3 НКУ, необеспечение по вине распорядителя акцизного склада своевременного представления в налоговый орган электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, приводит к наложению штрафа в размере 1000 грн за каждый не представленный электронный документ.

Согласно п. 25 подраздела 5 р. ХХ «Переходные положения» НКУ нормы пункта заработают с 1 января 2020 года. Впрочем, спасающим Законом № 391 опять-таки предусмотрены определенные уступки. Учитывая текст законопроекта ко второму чтению, до 1 апреля 2020 года распорядителей акцизных складов, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 м3, за непредставление электронных документов штрафовать не будут.

Штраф за хранение горючего без лицензии

Согласно ч. 22 ст. 18 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» от 19.12.1995 г. № 481/95-BP к субъектам хозяйствования не применялся пресловутый штраф в размере 500 тыс. грн, в случае хранения горючего до 31 декабря 2019 года без наличия соответствующей лицензии. Как вы понимаете, с боем курантов эта протекционная норма утратит силу.

Впрочем, Законом № 391 должны отсрочить применение штрафа до 1 апреля 2020 года. Надеемся, в ближайшее время Закон № 391 все-таки вступит в силу, а к тому времени бизнес за отсутствие лицензии штрафовать не будут.

Акцизный налог на табачные изделия

Как предусмотрено п. 17 подраздела 5 р. ХХ «Переходные положения» НКУ, с 1 января 2020 года на 20% возрастают:

1) ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;

2) минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога с табачных изделий.

Рентная плата

В течение 2019 года к предусмотренной п. 252.20 НКУ ставке рентной платы за пользование недрами для добычи железной руды (8% от стоимости добытых полезных ископаемых) применялся коэффициент 1,1. На 2020 год соответствующую норму не продлили. Ввиду этого начиная с отчетности 2020 года применять указанный коэффициент к ставке не нужно.

НДФЛ: новые правила оценки недвижимости при продаже с 2020 года

27.12.2019 вступили в силу отдельные нормы Закона, ликвидирующего авторизованные электронные площадки, где размещались отчеты об оценке недвижимости. Ведь до сих пор внесение информации из отчетов об оценке в единую базу данных отчетов об оценке проводится субъектами оценочной деятельности через авторизованные электронные площадки.

Нормы Закона заработают в несколько этапов и, конечно, предусматривают прежде всего изменения в НКУ в части определения размера дохода от продажи недвижимости для целей налогообложения.

Во-первых, уже с 27.12.2019 из НКУ изъяли нормы, которые идентифицировали, что такое получение, размещение, передача, внесение информации из телекоммуникационных систем. Данные положения ранее разрешали функционировать самым авторизованным электронным площадкам. Вместе с тем сняли барьеры для доступа к Единой базе данных отчетов об оценке остальным авторизованным электронным площадкам. Ибо до сих пор существующие площадки фактически искусственно не допускали конкуренцию.

Во-вторых, Фонд госимущества с 31.01.2020 отключит все авторизованные электронные площадки от Единой базы данных отчетов об оценке и обеспечит работу Единой базы данных отчетов об оценке с прямым, беспрепятственным и бесплатным внесением в нее субъектами оценочной деятельности (оценщиками) отчетов об оценке и информации с них о стоимости объектов недвижимости, а также беспрепятственную и бесплатную проверку нотариусами факта регистрации таких отчетов в этой базе.

В-третьих, до 01.02.2020 включительно для целей применения п. 172.3 НКУ внесение, регистрацию отчетов об оценке и информации по ним, а также проверку регистрации отчетов об оценке в Единой базе данных отчетов об оценке осуществляют прямо, беспрепятственно и бесплатно субъекты оценочной деятельности (оценщики) и нотариусы.

В-четвертых, доход от продажи объекта недвижимости будут определять исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже:

  • оценочной стоимости такого объекта, рассчитанной модулем электронного определения оценочной стоимости Единой базы данных отчетов об оценке
  • или рыночной стоимости такого объекта, определенной субъектом оценочной деятельности (оценщиком) в соответствии с законодательством и указанной в отчете об оценке, зарегистрированном в Единой базе данных отчетов об оценке.

Это будет предусматривать обновленный п. 172.3 НКУ. Он заработает с первого числа месяца, следующего за днем обнародования Фондом госимущества решения о введении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения Единой базы данных отчетов об оценке, но не позднее 01.07.2020.

Оценочную стоимость объекта недвижимости будут определять автоматически на основании данных об объекте недвижимости, внесенных в Единую базу любым лицом с помощью сети Интернет, что будет подтверждаться официальными документами на данный объект. По результатам такого определения сформируют справку об оценочной стоимости с автоматическим присвоением каждой справке уникального регистрационного номера.

Если лицо не согласилось с результатами автоматического определения оценочной стоимости объекта недвижимости, тогда он вправе обратиться к субъекту оценочной деятельности (оценщику), который определит рыночную стоимость данного объекта.

Тогда субъект оценочной деятельности (оценщик) проведет оценку и сформирует отчет об оценке, информацию из которого внесет в Единую базу. Но зарегистрируют отчет об оценке с присвоением ему уникального регистрационного номера при условии, если определенная в отчете об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости будет находиться в пределах допустимого 25% ценового диапазона рыночных цен на сопоставимые объекты недвижимости, информация о которых уже содержится в Единой базе.

При удостоверении правочинов по продаже (обмену) объектов недвижимости нотариус будет проверять:

  • содержание электронной справки об оценочной стоимости объекта недвижимости на достоверность данных об объекте недвижимости, уникальный регистрационный номер и дату формирования этой справки
  • или регистрацию отчета об оценке в Единой базе и наличие присвоенного ему уникального регистрационного номера, а также будет сверять информацию о субъекте оценочной деятельности (оценщике) и рыночную стоимость объекта недвижимости, которые содержатся в отчете об оценке, с данными Единой базы.

При продаже (обмене) объектов недвижимости между физлицами нотариус будет удостоверять соответствующий договор при наличии электронной справки об оценочной стоимости данного объекта недвижимости или зарегистрированного отчета об оценке, и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора и вносить в Единую базу информацию о цене договора купли-продажи.

Однако у Фонда госимущества есть время до 01.07.2020, чтобы обеспечить работу в составе Единой базы данных отчетов об оценке модуля электронного определения оценочной стоимости, сервиса услуги электронного определения оценочной стоимости и автоматического формирования электронных справок об оценочной стоимости объекта недвижимости.

(Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ликвидации коррупционной схемы в сфере регистрации информации с отчетов об оценке объектов недвижимости и прозрачности реализации имущества» от 05.12.2019 г. № 354-IX)

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»