Наше предприятие — плательщик единого налога группы 3 собирается получить на два года заем — беспроцентную возвратную финансовую помощь от другого юрлица (не собственника).
Нужно ли нам учитывать такую помощь по настоящей стоимости, т.е. дисконтировать в связи с недавними изменениями в П(С)БУ?

Тема дисконтирования долгосрочных долгов уже наделала немало шума. Некоторые бухгалтеры только начинают осознавать возможный масштаб проблемы. Это пугает, и где-то подсознательно они, возможно, даже надеются, что она сама собой исчезнет.

Так или иначе, но на сегодняшний день П(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность», к сожалению, не содержит исключений относительно дисконтирования долгосрочных обязательств и долгосрочной дебиторской задолженности, в частности, теми же плательщиками единого налога. Как, кстати, и «профильные» П(С)БУ 11 «Обязательства» и П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» (с учетом изменений, внесенных 29.10.2019 приказом Минфина Украины от 16.09.2019 г. № 379; см. публикации «Подножка от Минфина: долгосрочные беспроцентные долги придется дисконтировать» и «Дисконтирование долгосрочных долгов: проблемы перехода»).

Поэтому если обязательства по полученной беспроцентной возвратной финансовой помощи действительно будут классифицированы как долгосрочные (поскольку срок погашения займа согласно договору превышает 12 месяцев с даты баланса), формально предприятию в соответствии с п. 9 П(С)БУ 11 придется учитывать ее на каждую дату баланса по настоящей стоимости. То есть — по дисконтированной сумме будущих платежей, которая, как ожидается, необходима будет для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия (п. 4 П(С)БУ 11).

Вместе с тем предлагаем обратить внимание на то, что подобные долгосрочные займы крайне не желательны для плательщиков единого налога группы 3. Ведь согласно п. 3) п. 292.11 Налогового кодекса Украины (далее НКУ) в состав дохода плательщика единого налога не включаются «суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов».

Таким образом, если вы воспользуетесь долгосрочной возвратной финансовой помощью и не вернете средства в течение 12 календарных месяцев с даты их получения, заимствованную сумму придется обложить единым налогом. А это, согласитесь, не очень приятно.

Например, в разъяснении из категории 108.01.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) указано:

«Сумма финансовой помощи, предоставленной юридическим лицом — плательщиком единого налога третьей группы на возвратной основе, при ее возврате не включается в состав дохода такого плательщика.

Плательщик единого налога третьей группы, получающий возвратную финансовую помощь, не учитывает ее сумму в составе дохода при условии, если возвращает данную помощь в течение 12 календарных месяцев со дня получения. Сумма возвратной финансовой помощи, не возвращенной плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, включается в состав дохода такого плательщика на следующий день по окончании 12 календарных месяцев со дня получения этой помощи».

Однако если данный факт не пугает предприятие, и оно все равно собирается воспользоваться именно долгосрочной возвратной финпомощью, обратите внимание, что разница между номинальной (полученной суммой) и дисконтированной стоимостью обязательства должна признаваться в бухгалтерском учете как доход (Дт 55 «Прочие долгосрочные обязательства» Кт 74 «Прочие доходы» — по упрощенному плану счетов бухучета или Дт 50 «Долгосрочные займы» Кт 73 «Прочие финансовые доходы» — по полному плану счетов бухучета).

Вместе с тем, в нашем понимании, данная сумма не должна считаться доходом, облагаемым единым налогом (п. 292.1 НКУ). Размышляем так: этот бухдоход нет оснований рассматривать как доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме. Также он, полагаем, не является нематериальным доходом, определенным в п. 292.3 НКУ, а именно бесплатно полученными в отчетном периоде товарами (работами, услугами).

Согласятся ли с этим налоговики — покажет время. Но мы усматриваем в такой ситуации определенные налоговые риски.

При этом далее признанный в бухдоходе дисконт постепенно (в течение срока действия договора) необходимо списать на расходы (Дт 96 «Прочие расходы» Кт 55 — по упрощенному плану счетов или Дт 95 «Финансовые расходы» Кт 50 — по полному плану счетов).

Общие правила методики дисконтирования на примере возвратной финпомощи мы уже рассматривали в публикации «Подножка от Минфина: долгосрочные беспроцентные долги придется дисконтировать».

В ближайшем будущем мы еще не раз вернемся к теме дисконтирования. Особенно ждем адекватных разъяснений от Минфина о «переходном» применении изменений и методике дисконтирования. Поэтому внимательно следите за нашими публикациями.

Иван ПЕТРОВИЧ,

аудитор