Хотя нацстандарты в госсекторе действуют уже почти 3 года, а часть из них — около 5 лет, их продолжают усовершенствовать. Как следствие — у бухгалтеров возникают новые вопросы, и это бесконечный процесс. Итак, какие вопросы сегодня волнуют бухгалтера бюджетного учреждения

Главный распорядитель устанавливает систему видеонаблюдения подведомственному бюджетному учреждению. Как передать данный объект на баланс подведомственного бюджетного учреждения?

ОТВЕТ: Централизованные мероприятия могут осуществляться главными распорядителями бюджетных средств только в случае, когда предусмотрена соответствующая бюджетная программа в паспорте бюджетного учреждения.

Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета по бюджетной классификации, включая распределение расходов на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами, распределяются в приложениях к Закону о Госбюджете (п. 5 ч. 1 ст. 40 БКУ). Для главных распорядителей местного бюджета программы целевых мероприятий и бюджетные назначения утверждаются решениями местных советов.

При этом если главному распорядителю бюджетных назначений не выделяли средства на централизованное мероприятие по установлению подведомственным учреждениям видеонаблюдения, тогда главный распорядитель должен распределить средства на данные цели, выделив бюджетные ассигнования непосредственно подведомственным учреждениям.

Товары (работы, услуги), приобретенные главным распорядителем средств государственного бюджета (местных бюджетов) за счет расходов на централизованные мероприятия в соответствии с программными документами экономического и социального развития, государственными целевыми программами, могут быть переданы и бюджетным учреждениям, содержащимся из других местных бюджетов (ч. 3 ст. 85 БКУ).

Порядок отражения передачи необоротных активов и капитальных инвестиций в порядке внутреннего перемещения определен п.п. 1.12–1.16, а запасов — в п.п. 3.2–3.8 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (далее Типовая корреспонденция).

Однако если речь идет об установлении главным распорядителем системы наблюдения подведомственному учреждению, то теоретически возможны следующие варианты передачи:

  • главный распорядитель передает материалы и услуги по созданию подведомственному учреждению, а последнее их накапливает в составе капитальных инвестиций в основные средства, а затем, после ввода в эксплуатацию, зачисляет в состав объектов основных средств;
  • главный распорядитель относит расходы в капитальные инвестиции в объект основных средств и передает капинвестиции подведомственному учреждению.

Однако Типовая корреспонденция не предусматривает бухгалтерских проводок для передачи в порядке внутреннего перемещения стоимости услуг или капитальных инвестиций (кроме незавершенного строительства).

Безусловно, можно было бы передать готовый объект, т.е. уже введенную в эксплуатацию систему видеонаблюдения. Но здесь существует другая проблема: каким образом главный распорядитель может ввести в эксплуатацию объект, которого у него физически нет, да и еще со следующего месяца начислять амортизацию на объект, не используемый главным распорядителем?

Следовательно, самый оптимальный вариант — передать именно капитальные инвестиции в основные средства, хотя Типовая корреспонденция содержит такие проводки только для объектов незавершенного капитального строительства. Или же ввести в эксплуатацию систему видеонаблюдения и сразу (в том же месяце) передать объект подведомственному учреждению. Соответствующие бухгалтерские проводки должна содержать собственная корреспонденция субсчетов, утвержденная главным распорядителем.

Может ли главный распорядитель оплачивать заправку картриджей и передавать расходы подведомственным учреждениям?