Прежде чем определить НДСную судьбу фрахта в ВЭД, необходимо определить, чем является фрахт в контексте налогового законодательства: услугой по перевозке или арендой транспортного средства. Ведь от этого зависит, являются ли данные услуги объектом обложения НДС, сможет ли резидент — поставщик данных услуг применить нулевую ставку налога

Фрахт — услуга перевозки или аренда

Данный вопрос уверенно можно назвать дискуссионным. Судите сами.

По договору чартера (фрахтования) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и иным нормативно-правовым актам (ч. 1 ст. 912 ГКУ).

Как правило, данные договоры используются в сфере морских и воздушных перевозок. Отечественным законодательством установлены два вида фрахтования морских судов:

  • тайм-чартер — фрахтование судна, по условиям которого судно должно быть укомплектовано экипажем;
  • бербоут-чартер — фрахтование, по условиям которого судно не снаряжается но не укомплектовывается экипажем.

Для налоговых целей следует руководствоваться терминами, предложенными НКУ. И только при отсутствии того или иного толкования в НКУ можем вооружаться терминами из профильного законодательства.

В частности, пп. 14.1.260 НКУ содержит налоговое толкование термина «фрахт»:

  • фрахт — вознаграждение (компенсация), выплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для:
  • перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;
  • перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

В свою очередь, пп. 14.1.97 НКУ определено:

лизинговая (арендная) операция — хозяйственная операция (кроме операций по фрахтованию (чартеру) морских судов и других транспортных средств) физического или юридического лица (арендодателя), предусматривающая предоставление основных средств в пользование другим физическим или юридическим лицам (арендаторам) за плату и на определенный срок.

Как видим, в налоговом законодательстве разграничены понятия фрахта и аренды.

Однако контролеры в ходе проверок, а также в своих разъяснениях, зачастую ставят знак равенства между операциями по фрахтованию (чартеру) и аренды транспортного средства (судна).

К примеру, в разъяснении из категории 101.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики, отмечая об обложении НДС тайм-чартера, отождествляют его с арендой судна. В издании «Вісник. Офіційно про податки» № 28/2014 фискалы, рассмотрев вопрос — является ли объектом обложения НДС предоставление судовладельцем-резидентом нерезиденту в фрахт (бербоут-чартер) судна для осуществления международных перевозок, также приравняли данную операцию к аренде транспортного средства.

А вот суды пытаются докопаться до сути предоставляемых услуг. При этом плательщики НДС зачастую успешно оспаривают в судебных залах такой подход фискалов.