(Ответы на вопросы из вебинара на тему «Сойдется все: инвентаризация шаг за шагом», проведенного 01.11.2019)

1. Заболело материально ответственное лицо. Как быть предприятию с запланированной инвентаризацией? Можно ли проводить инвентаризацию без данного лица?

Проведение инвентаризации в случае временного отсутствия материально ответственного лица невозможно. Это следует из двух базовых правил, установленных в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879 (далее Положение № 879), в частности:

  • инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица (п. 1 р. ІІ);
  • инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами (п. 18 р. І).

Следовательно, когда речь не идет об увольнении материально ответственного лица или его замене другим лицом на период отпуска, а данное материально ответственное лицо только отсутствует с оформлением листка нетрудоспособности, то инвентаризацию проводить не стоит.

Так, запланированную инвентаризацию советуем перенести приказом руководителя на более поздний срок (с учетом требований касаемо сроков, определенных в п. 8 р. І Положения № 879).

При этом если инвентаризацию уже начали проводить, то нужно ориентироваться на п. 8 р. ІІ Положения № 879: если инвентаризация активов в помещении, где они хранятся, не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение следующих дней. После того, как инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) оставила данное помещение, председатель комиссии опечатывает его пломбиратором. Во время перерыва в работе комиссии инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.