(комментарий к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и другие законы Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» от 20.09.2019 г. № 128-IX, далее — Закон № 128)

Изменения вступают в силу 19.04.2020
(за исключением некоторых норм )

 Исключения касаются изменений в части названий контролирующих органов и центральных органов исполнительной власти, вступивших в силу 20.10.2019, а также требований относительно жалоб покупателей и компенсации за нарушения продавцами порядка проведения расчетных операций, которые заработают 01.10.2020.

Что изменилось для торговли через Интернет

На самом деле никаких изменений, которые бы касались именно интернет-торговли, обновленный Закон о РРО  не содержит.

Основная загвоздка заключается в том, что в большинстве своем, дабы обойти «острые углы» Закона о РРО, интернет-магазины оформляли (и сейчас оформляют) продажу товаров через ФЛП-единщиков, которые на сегодняшний день защищены от применения РРО пунктом 6 ст. 9 Закона о РРО.

Хотя, как известно, начиная с 2020 года предприниматели на едином налоге начнут терять РРО-иммунитет (см. комментарий «Каждому ФЛП по РРО и привлекательный кешбэк»), ввиду этого всем субъектам хозяйствования, осуществляющим дистанционную торговлю, придется играть по правилам, которые налоговики установили для тех, кто применяет РРО.

 Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

Напомним: в разъяснениях из категории 109.06 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua), приведенных здесь и здесь, налоговики, отвечая на вопрос «Нужно ли применять РРО при продаже товаров с помощью сети Интернет в случае проведения расчетов платежными картами Visa и MasterCard, LiqPay и др. при условии доставки данных товаров по почте или курьерской службой и какой документ при этом предоставляется потребителю?», утверждают, что необходимо применять РРО и выдавать покупателю чек РРО.

Наверняка данная позиция останется неизменной и в дальнейшем, ввиду этого ФЛП — плательщики единого налога, утратив РРО-иммунитет, также вынуждены будут применять РРО при осуществлении расчетов покупателей на сайте с последующей доставкой оплаченных товаров по почте или курьером.

При этом налоговый орган в таких ситуациях, ссылаясь на ст. 2 Закона о РРО, которая к расчетным операциям относит расчеты платежными картами, полностью игнорирует требования п. 12 ст. 9 Закона о РРО, в котором указано, что РРО и расчетные книжки не применяются, если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются.

С другой стороны, вот что интересно: отвечая на вопрос «Необходимо ли применять РРО при проведении расчетов в безналичной форме за предоставленные информационно-консультационные услуги, полученные с помощью компьютерных и других программ через сеть Интернет, если место проведения расчетов не определено?», фискалы признают, что в данном случае РРО не используется (см. разъяснение из категории 109.06 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)). Таким образом, по поводу онлайн-услуг пока что налоговики соглашаются с тем, что РРО при оплате платежными картами применять не нужно.

Расчеты с помощью электронных платежных средств

Со вступлением в силу изменений 19.04.2020 РРО нужно будет применять при осуществлении расчетных операций, в частности с использованием электронных платежных средств (далее — ЭПС). Сейчас же в Законе о РРО речь идет только о платежных картах. Данное уточнение будет внесено в абз. 1 ст. 3 Закона о РРО.

ЭПС — платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод (п. 1.14 ст. 1 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III, далее Закон о платежных системах).

Дело в том, что к ЭПС относятся не только платежные карты, но и платежные инструменты, реализованные в аппаратно-программной среде мобильного телефона, планшета или другого мобильного устройства (см. п. 193 ст. 1, ст. 14 Закона о платежных системах).

Данное уточнение скорее является косметической правкой и касается в основном стационарных пунктов продажи, принимающих оплату за товары (услуги) с помощью бесконтактной технологии PayPass. Ведь оплату с помощью мобильных бесконтактных кошельков нельзя приравнять к оплате картой (хотя к кошельку и привязывают карточные счета). Объясним.

Во-первых, из кошелька можно рассчитываться и за счет средств на мобильном счете (если провайдер предоставляет данные условия).

Во-вторых, даже если расчет происходит с карточного счета, покупатель не предъявляет карточку, а значит — продавец не видит ни ее номера, ни фамилии владельца и, в частности, не может отказать в транзакции по той причине, что плательщик не эмбоссирован на карте.

Учитывая популярность мобильных кошельков, законодатель вполне резонно приравнял расчеты с помощью мобильных телефонов к расчетным операциям, которые, в свою очередь, нуждаются в применении РРО.