Зачастую экспедиторы — плательщики единого налога задаются вопросом: в доход должны включать только сумму вознаграждения или также транзитные суммы? Если экспедитор не выделяет заказчику в документах отдельно сумму вознаграждения, то может ли он к своему доходу относить не всю выручку за услуги, а лишь чистую сумму (т.е. за минусом «транзитных»)? Как рассчитывать доходный лимит для нахождения на едином налоге — с транзитными суммами или только по вознаграждению? Что говорят контролеры? Об этом — в нашей консультации

Доход экспедитора-единщика по НКУ

Согласно п. 292.4 НКУ «в случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента)».

Ввиду этого важно, что является вознаграждением у единщика-экспедитора.

Если экспедитор только ОРГАНИЗУЕТ перевозки, т.е. является посредником, то его вознаграждение — это плата за такие посреднические услуги, а плата третьим лицам в его доход не попадает. Ведь к плате экспедитора не относятся расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к исполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при исполнении договора транспортного экспедирования (ст.ст. 10, 12 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV).

То есть при посреднической схеме работы, когда экспедитор организует перевозку, отдельно выделяют:

  • вознаграждение экспедитора — это его плата за предоставленные услуги по организации перевозки;
  • компенсацию расходов на организацию перевозки (в частности и возмещение расходов на услуги третьих лиц) — это транзитные суммы, и к вознаграждению экспедитора они не относятся.

Соответственно, данные «транзитные» суммы в доход единщика-экспедитора не попадают.

Налоговики придерживаются такого же мнения (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 26.01.2016 г. № 348/П/26-15-12-02-14).

Обобщим: в доход плательщика единого налога попадает сумма вознаграждения за транспортно-экспедиторские услуги. А вот транзитные средства в доход не попадают.

Но есть один нюанс — что подразумевается под транзитными суммами? Ведь их нормативного определения нет. По нашему мнению, это — суммы, которые компенсируются заказчиком с целью исполнения договора, и право собственности на данные средства к экспедитору не переходит.

Приведем одно из показательных решений суда:

«…в случае предоставления субъектом хозяйствования, применяющим упрощенную систему налогообложения, услуг транспортного экспедирования, доходом является только сумма его вознаграждения как поверенного (агента), в то время как средства, поступившие ему под отчет во исполнение условий данного договора (расходы на оплату услуг других лиц во исполнение таких договоров) в доход не зачисляются».

(постановление Киевского апелляционного административного суда от 16.05.2018 г. по делу № 823/688/18)

При этом суд отметил: договором транспортного экспедирования «предусмотрено, что сумма, подлежащая уплате истцу, включает как само вознаграждение истца, так и понесенные истцом «расходы на перевозку» и «документально подтвержденные расходы» (р. 4 договоров: «Расчеты по договором»).

Таким образом, средства, поступавшие истцу на его счет от клиентов <...>, включали как вознаграждение истца (средства за организацию и обеспечение транспортировки), так и транзитные средства (расходы на оплату услуг других лиц во исполнение договоров транспортного экспедирования).

Фактичность понесенных истцом транзитных расходов во исполнение данных договоров подтверждается копиями счетов на оплату и счетов-фактур, выставленных истцу субъектами хозяйствования, которые привлекались им к исполнению договора транспортного экспедирования (перевозчиками)».

Следовательно, важно, как в договоре прописано определение вознаграждения экспедитора.