Часть 1 см. по ссылке

1.3. Принципы налогообложения постоянных представительств, закрепленные в международных договорах

Самые важные правила налогообложения постоянных представительств нерезидентов утверждены в п.п. 1 и 2 Модельных конвенций, а также в соответствующих Комментариях:

«1. Прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия облагается налогом в Другом Государстве, но только в том размере, который может быть отнесен к этому постоянному представительству.

2. ...если предприятие Договаривающегося Государства осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью в таких же или аналогичных условиях и действовало в полной независимости в отношении предприятия, постоянным представительством которого оно является».

(п.п. 1–2 ст. 7 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении налоговых уклонений )

 В других действующих договорах Украины об избежании двойного налогообложения также есть подобные нормы, отличающиеся только особенностями перевода.

Прежде всего обратим внимание на положения п. 1 ст. 7, которые разрешают государству, где находится источник доходов нерезидента, облагать лишь прибыль, отнесенную к постоянному представительству. Учитывая действующие положения НКУ, данное ограничение означает, что c зарегистрированного постоянного представительства можно взимать только налог на прибыль. Не разрешается облагать налогом на репатриацию платежи постоянного представительства в пользу нерезидента , при этом не являющиеся компенсацией расходов, осуществленных нерезидентом в пользу третьих лиц.

Однако данный налог необходимо учитывать при определении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства .

 См. также п. 3 письмо ГНАУ от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216.

 Пример ситуации, при которой платеж представительства в пользу нерезидента частично является компенсацией стоимости услуг, предоставленных другим нерезидентом, приведен в разделе 2.3 нашей публикации.

Говоря об отнесении прибыли к постоянному представительству, в первую очередь важно понимать, что юридически представительство представляет собой часть нерезидента, ввиду этого доходы, расходы и прибыль представительства являются одновременно доходами, расходами и прибылью нерезидента.

Как представительство, так и нерезидент учитывают для целей налогообложения доходы, расходы и прибыль, полученные представительством. В дальнейшем двойное налогообложение, возникающее вследствие этих обстоятельств, устраняют в стране нерезидента — на сумму налога, уплаченного постоянным представительством, предоставлением налогового кредита/освобождением от налогообложения прибыли нерезидента в соответствующей части.

Для того чтобы возможность избавиться от двойного налогообложения действительно срабатывала, должен быть единый измеритель, использование которого позволит избежать случаев, когда одна страна применяет к одной и той же экономической прибыли разные принципы налогообложения. Таким инструментом является принцип «вытянутой руки», закрепленный в п. 2 ст. 7 Модельных конвенций и в соответствующих Комментариях.