Как нужно вести бухгалтерский учет коммунальных дорог в органах местного самоуправления? Каков порядок начисления амортизации на такие объекты учета, как коммунальные дороги?

ОТВЕТ: Понятие коммунальных дорог вообще нормативно не определено. Поэтому сначала разберемся, какие дороги относятся к коммунальной собственности и кто отвечает за их содержание и ремонт.

Автомобильные дороги: виды и категории

Автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств (абз. 2 ст. 1 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV, далее Закон № 2862).

Улица — это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов (абз. 4 ст. 1 данного Закона).

Автомобильные дороги согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 2862 подразделяются на:

  • автомобильные дороги общего пользования;
  • улицы и дороги городов и других населенных пунктов;
  • ведомственные (технологические) автомобильные дороги;
  • автомобильные дороги на частных территориях.

Автомобильные дороги общего пользования включают автомобильные дороги государственного и местного значения. Кроме того, автомобильные дороги классифицируются на дороги:

  • государственного значения — на международные, национальные, региональные и территориальные;
  • местного значения — на областные и районные (ст. 8 Закона № 2862).

Орган управления дорогами

Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации (ч. 2 ст. 7 Закона № 2862).

Органами, осуществляющими управление автомобильными дорогами общего пользования, являются: Мининфраструктуры, Укравтодор, областные госадминистрации (ст. 10 Закона № 2862).

К полномочиям областных госадминистраций относится среди прочего обеспечение финансирования и развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также автомобильных дорог общего пользования государственного значения при наличии соответствующего решения областного совета (ч. 1 и ч. 3 ст. 16 Закона № 2862).

Улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью. Они подразделяются на: магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения, магистральные улицы районного значения, а также улицы и дороги местного значения (ч. 1 и ч. 3 ст. 16 Закона № 2862).

Управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, в ведении которых они находятся (ст. 17 данного Закона).

Только на пленарных заседаниях сельских, поселковых, городских советов принимаются решения о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, определении пределов данных полномочий и условий их осуществления (п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР, далее Закон № 280).

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся: собственные (самоуправляющиеся) полномочия по управлению в пределах, определенных советом, имуществом, принадлежащим к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин (пп. 1 п. «а» ст. 29 Закона № 280).

Напомним

Исполнительные органы советов — это органы, которые в соответствии с Конституцией Украины создаются сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания) советами для осуществления исполнительных функций и полномочий местного самоуправления в пределах, определенных данным и другими законами (абз. 11 ст. 1 Закона № 280).

Следовательно, объекты коммунальной собственности, включая дороги (улицы) населенных пунктов, находятся в сфере управления сельских, поселковых, городских советов или уполномоченных ими исполнительных органов.

Государственная регистрация или паспортизация?