Авто предприятия попало в ДТП, поэтому его решили утилизировать (ликвидировать) — реализовать на металлолом и запчасти. К счастью, имущество других лиц не пострадало. Авто не было застраховано по КАСКО.
Как учитывать такие события? Что с НДС и каковы последствия в налогово-прибыльном учете?

ОТВЕТ: Если после ДТП автомобиль уже не соответствует критериям актива , его должны списать с баланса (п. 33 П(С)БУ 7 «Основные средства»). То есть если из-за существенных повреждений автомобиль уже невозможно починить и использовать по назначению, такой автомобиль не принесет экономических выгод в будущем. Следовательно, это является основанием для списания (ликвидации) автомобиля.

 Напомним: согласно п. 3 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем.

Документальное оформление

Прежде всего постоянно действующая на предприятии комиссия должна определить, подлежит ли автомобиль ликвидации: осмотреть его, установить причины несоответствия критериям актива, выявить виновных лиц, определить состояние автомобиля и возможность использования отдельных его частей (п. 41 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561, далееМетодрекомендации № 561).

Затем оформляется акт на списание автомобиля. Для этого можно использовать форму Акта на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4), утвержденную постановлением Госкомстата от 29.12.1995 г. № 352. В данной форме указывают расходы на списание, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от ликвидации объектов. Акт составляется в 2 экземплярах постоянно действующей комиссией и утверждается руководителем предприятия или уполномоченным на то лицом. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад запчастей, оставшихся в результате их списания, а также материалов, металлолома и пр.

К тому же можно воспользоваться формой Акта списания транспортных средств, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Но предприятие может применять самостоятельно разработанную форму соответствующего акта, имеющую все обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV).

Поскольку списание автомобиля происходит из-за ДТП, к акту по данному списанию необходимо приложить копию акта ДТП, а к регистрам аналитического учета по такому автомобилю — все документы, которыми оформлен факт выбытия этого основного средства (п. 42 Методрекомендаций № 561).

На основании вышеуказанных форм делают соответствующие отметки о выбытии в Инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) и в Карточке учета движения основных средств (форма № ОЗ-8).

Бухгалтерский учет