Сегодня выясним, как учитывать расходы на содержание автомобиля, в частности, его техобслуживание, ремонт, заправку топливом. Будут ли расходы в НДФЛ-учете? Также поговорим о НДС-нюансах

НДФЛ

Объектом обложения НДФЛ является чистый налогооблагаемый доход, определяемый как разница между общим налогооблагаемым доходом и расходами такого физлица-предпринимателя. Вместе с тем согласно общему правилу, прописанному в п. 177.2 НКУ, расходы ФЛП признает при условии, если они (1) документально подтверждены, (2) связаны с хозяйственной деятельностью, (3) фактически понесены (уплачены).

Подробнее об этом читайте в статье «Состав доходов и расходов предпринимателя-общесистемщика».

Правда, для расходов, связанных с приобретением/содержанием основных средств (в т.ч. автомобилей), разработаны спецнормы, в частности, в:

  • пп. 177.4.6 НКУ — не подлежат амортизации и полностью включаются в состав расходов отчетного периода расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств;
  • пп. 177.4.5 НКУ — не включаются в состав расходов предпринимателя расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения, определенных данной статьей.

На заметку

Основные средства двойного назначения — это земельные участки, объекты жилой недвижимости, легковые и грузовые автомобили (пп. 177.4.6 НКУ).

Автомобиль — это колесное транспортное средство, которое:

  • приводится в движение источником энергии;
  • имеет не менее 4 колес;
  • предназначено для движения по безрельсовым дорогам;
  • используется для перевозки людей и (или) грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ.

При этом грузовой автомобиль по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов, а легковой автомобиль — для перевозки пассажиров с количеством сидячих мест (в т.ч. место водителя) не более чем 9.

(ст. 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»
от 05.04.2001 г. № 2344-III, далее — Закон об автотранспорте)

Таким образом, владельцам и пользователям легковых и грузовых автомобилей расходы на их содержание нельзя включать в расходы с целью обложения НДФЛ.

Логично утверждать, что автомобили, не относящиеся к категории легковых или грузовых (например, автомобили специального назначения — код УКТ ВЭД 8705), не являются основным средствам двойного назначения. Соответственно, расходы на их содержание можно учитывать при исчислении объекта налогообложения.

Однако, например, седельные тягачи и полуприцепы (код УКТ ВЭД — 8701 20 и 8716 соответственно) налоговики все равно классифицируют как грузовые автомобили (поскольку, по их словам, они предназначены для перевозки грузов). Стало быть, амортизацию, ремонт и прочие расходы относительно них налоговики запрещают включать в расходы (см. ИНК ГФСУ от 25.07.2017 г. № 1351/Б/99-99-13-01-02-14/ІПК, от 20.09.2017 г. № 1995/М/99-99-13-01-02-14/ІПК, от 28.11.2018 г. № 4993/Л/99-99-13-01-02-14/ІПК). Правда, по этому поводу уже есть положительная судебная практика — см., скажем, постановление Восьмого апелляционного админсуда от 19.03.2019 г. по делу № 857/346/19, решение Запорожского окружного админсуда от 22.01.2019 г. по делу № 280/4259/18.