Несмотря на то что нынче в судебных залах точатся споры по поводу законности права ГФСУ устанавливать основания для блокировки налоговых накладных, т.е. утверждать критерии рисковости, налоговики в который раз ими воспользовались, освежив критерии рисковости письмами ГФС от 07.08.2019 г. № 1962/99-99-29-01-01 и № 1963/99-99-29-01-01 (далее — Письмо № 1962 и Письмо № 1963 соответственно).
Одобрение на использование обновленных критериев фискалы получили от Минфина Украины (см. его письмо от 06.08.2019 г. № 26010-06-5/2011). Данные критерии, по словам контролеров, введены в действие 08.08.2019.
Что же подкорректировало главное налоговое ведомство в критериях рисковости налогоплательщика, критериях рисковости осуществления операции и показателях, по которым определяется положительная налоговая история плательщика НДС, рассмотрим в нашей консультации

Прежде всего напомним: согласно предписаниям п. 10 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабмина Украины от 21.02.2018 г. № 117 (далееПорядок № 117), ГФС делегировано право определять:

  • критерии рисковости налогоплательщика;
  • критерии рисковости осуществления операций;
  • перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.

При этом Окружной административный суд г. Киева решением от 05.06.2019 г. по делу № 826/12108/18 признал противоправным и недействительным, в частности, п. 10 Порядка № 117 как противоречащий требованиям п. 201.16 НКУ. Но Кабмин и ГФСУ не согласились с таким решением, в свою очередь, подав апелляцию. Ввиду этого сейчас данное решение не вступило в силу.

До введения новых критериев рисковости Письмами № 1962 и № 1963 ГФСУ применяла:

  • критерии рисковости плательщика и критерии рисковости осуществления операции, установленные письмом ГФСУ от 05.11.2018 г. № 4065/99-99-07-05-04-18 (далееПисьмо № 4065). Правда, Окружной административный суд г. Киева в решении от 26.04.2019 г. № 640/1240/19 признал Письмо № 4065 не подлежащим исполнению. Тем не менее на сегодняшний день решение не вступило в законную силу, поскольку ГФСУ подала апелляцию;
  • перечень показателей, определяющих положительную налоговую историю налогоплательщика, приведенных в письме ГФСУ от 21.03.2018 г. № 960/99-99-07-18.

Таким образом, пока представители Фемиды не поставили жирную точку в вопросе законности применения критериев рисковости, установленных письмами ГФСУ, система блокировки налоговых накладных работает, основываясь на них. Так какие же изменения внесли налоговики в обновленные критерии, рассмотрим далее.

Критерии рисковости налогоплательщика

На первом этапе мониторинга проверяют плательщика НДС, составившего налоговую накладную/расчет корректировки (далее — НН/РК), по критериям рисковости налогоплательщика. И если НДСник соответствует хотя бы одному из критериев рисковости налогоплательщика, он получает статус рискового плательщика, и все его НН/РК блокируют (п. 6 Порядка № 117).

Подробнее об этом читайте в статье «Критерии рисковости для блокировки НН/РК и показатели положительной налоговой истории плательщика от ГФСУ» (№ 110/2019).

Здесь изменения коснулись только п. 1.6 Критериев, которым руководствуются региональные комиссии (комиссии Главных управлений ГФС в областях, г. Киеве и Офисе крупных плательщиков ГФС), рассматривающие вопрос об установлении рисковости налогоплательщика.

Во-первых, изъяли признак, по которому назвать рисковым контролеры могли любого плательщика, имеющего менее 3 месяцев НДСного стажа.