(комментарий к приказу Минфина от 08.05.2019 г. № 189)

Проект новаций к акцизной декларации и порядку ее составления преодолел долгий путь к плательщикам акцизного налога. С момента его утверждения Минфином в начале мая и до официальной публикации 09.08.2019 прошел почти квартал. Вероятнее всего, теперь именно этого потраченного времени будет недостаточно налогоплательщикам и контролерам, чтобы представить отчетность об акцизе, учитывая все новшества, введенные с 01.07.2019

Когда должна была бы заработать новая форма акцизной декларации

Согласно п. 46.6 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) новые формы декларации должны были вступить в силу «для составления отчетности за налоговый период, наступающий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование».

Поскольку официальная публикация произошла в августе 2019 года, то первым периодом, за который должны были применять новый пакет отчетности, является сентябрь 2019 года (предельный срок представления декларации за данный отчетный период — 21.10.2019, см. пп. 49.18.1, п. 49.20 НКУ).

Однако, в отличие от старых форм, новые учитывают перезапуск СЭАРГ и СЭ, произошедший 01.07.2019.

Например, в обновленной форме приложения 11 прописано об унифицированном номере акцизного склада, для каждого из которых сейчас исчисляют отдельный лимит регистрации акцизных накладных и недостаточность которого может привести к возникновению налогового обязательства по акцизу.

Ввиду этого, положа руку на сердце, не понятно, как достичь цели, а именно — задекларировать акциз за июль и август 2019 года, если ждать до октября.

С другой стороны, контролеры сегодня не спешат с разъяснениями. Хотя опыт нынешнего года относительно внедрения контроля за оборотом горючего и спирта этилового подсказывает: вполне возможно, что плательщикам акциза уже в скором времени порекомендуют представлять отчетность по новым формам. Как до этого рекомендовали подавать заявки о регистрации плательщиком топливного акциза по форме с проекта приказа. Кроме того, история уже знает случаи, когда плательщикам советовали представлять отчетность по новым формам налоговой отчетности, абсолютно несмотря на п. 46.6 НКУ, так сказать, «исходя из целесообразности». Поэтому держим руку на пульсе.

Содержание декларации и приложений

Принцип заполнения декларации по акцизу остался прежним: в декларации только фиксируют определенные итоговые расчеты суммы акциза или ее корректировки. Но основательные исчисления показателей — налогооблагаемых оборотов, базы налогообложения, суммы обязательства — осуществляют в профильных приложениях. Сейчас их стало уже 13.

Обратим внимание старых плательщиков топливного акциза: в приложении 11 «Розрахунок суми акцизного податку з реалізації пального згідно із підпунктом 213.1.12 пункту 213.1 статті 213 розділу VI Кодексу» существенно сократили количество граф. Но при этом сейчас все операции с горючим необходимо прописывать в разрезе отдельных акцизных складов (см. пп. 1 п. 2 р. V Порядка № 14 ).

 Порядок заполнения и представления декларации акцизного налога, утвержденный приказом Минфина Украины от 23.01.2015 г. № 14.

Обратим внимание новых плательщиков топливного акциза: представлять приложение 11 и показывать объемы оборота горючего необходимо, даже если не возникает сумма топливного акциза к уплате (см. письмо ГФСУ от 06.02.2017 г. № 2158/6/99-99-15-03-03-15).

Новые плательщики топливного акциза на основании п. 45 Порядка № 408  получили возможность увеличить регистрационный лимит в СЭАРГ и СЭ на объемы остатков горючего исключительно для собственного потребления или промышленной переработки на основании заявок на пополнение без уплаты акциза. Такие объемы нужно будет отразить в гр. 12 приложения 11 (наряду с другими возможными пополнениями лимита).

Обычные плательщики топливного акциза, приобретающие и использующие горючее только для собственного потребления, не будут фиксировать данные в гр. 6 приложения 11, которая ссылается на приложение 1. Причина проста: декларирование акциза в приложении 1 осуществляют производители или импортеры.

 Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденный постановлением КМУ от 24.04.2019 г. № 408.

К тому же у новых плательщиков топливного акциза в первой декларации не должны быть данные об остатках горючего на начало периода в гр. 3 приложения 11. В нее вписываются сведения, соответствующие данным с гр. 8 приложения 11 за предыдущий период (пп. 7 п. 2 р. V Порядка № 14). Безусловно, у новичков нет предыдущего расчета, а задекларированные на основании заявок на пополнение входящие остатки они покажут в гр. 12. Но при таких условиях любая реализация горючего (в т.ч. собственного потребления, гр. 5) приведет к появлению показателей в графах 7 и 10. Каков выход из такой ситуации, сейчас непонятно. Возможно, новым плательщикам топливного акциза все-таки разрешат перенести входящие остатки в гр. 3 (или же в гр. 4) в первой декларации.

А вот у старых плательщиков топливного акциза подобные трудности не должны возникнуть. Ведь они распределили остатки горючего между складами с помощью акцизных накладных (п. 23 подраздела 5 разд. ХХ НКУ). То есть они могут воспользоваться гр. 4, и задекларировать в ней начальные запасы горючего на отдельном акцизном складе.

Определенные сомнения вызывает формула для проверки показателя остатка горючего на конец отчетного периода в гр. 8 приложения 11: необходимо взять начальные остатки (гр. 3), добавить полученное в отчетном периоде горючее (гр. 4), вычесть реализованное горючее (гр. 5) и добавить показатель с гр. 13. Последнее слагаемое — это пополнение на основании заявок лимита на горючее, реализованное в текущем периоде (согласно формуле рассчитывается как гр. 6 + гр. 7).

Ввиду этого сложно сказать, почему сведения о реализованном горючем с гр. 13 увеличивают остаток горючего на конец периода. А вот данные с гр. 14 об объеме горючего, не реализованного на конец периода, — наоборот, оставили вне поля зрения.

Базу налогообложения топливным акцизом, т.е. объемы превышения реализации горючего над его получением, исчисляют в гр. 7 приложения 11, а сумму налога — в гр. 10. Именно она следует в строку В2 разд. В декларации акцизного налога, где фиксируется общая сумма топливного акциза.

Расчет акциза по превышению объема реализации спирта над объемами его приобретения осуществляется в новом приложении 12 «Розрахунок суми акцизного податку з реалізації спирту етилового згідно із підпунктом 213.1.12 пункту 213.1 статті 213 розділу VI Кодексу». Система расчета подобна исчислению акциза по горючему.

Отныне также в отдельное приложение 13 следуют операции с транспортом (в т.ч. переоборудование транспортных средств в легковые автомобили). Напомним: ранее операции с подакцизными транспортными средствами отражались в приложении 1.

Однако на этом новые приложения не заканчиваются:

  • приложение 11 предназначено для производителей горючего, использующих в производстве другие налогооблагаемые подакцизные товары. Согласно п. 217.6 НКУ сумму налога к уплате можно уменьшить на сумму акциза, исчисленного для такого сырья. При этом для расчета «сырьевого» акциза будут использовать соответствующую ставку, действующую на дату реализации горючего (пп. 8 п.14 р. V Порядка № 14). К зачету в строку В 11.2 раздела В декларации будет принята сумма «сырьевого» акциза, но в пределах суммы акциза с произведенного горючего;
  • приложение 12 — это справка о целевом использовании спирта этилового (биоэтанола) его производителем в качестве сырья для производства продукции, определенной в пп. 229.1.16 НКУ (химическая и парфюмерно-косметическая продукция, уксус и т.п.);
  • целевая аудитория приложения 13 «Інформація про повітряні судна, які були заправлені, та про обсяги бензинів авіаційних або палива для реактивних двигунів, використані для заправлення таких суден» — субъекты хозяйствования, которые заправляют самолеты и выполняют условия, позволяющие использовать авиационное топливо с уплатой акциза без применения повышающего коэффициента 10. Если условия пользования льготным режимом нарушены, то полную сумму акциза по авиационному топливу, которое ввозится в льготном режиме, показывают в строке В10.1 декларации. А исчисляют ее в приложении 1. В частности, при заполнении приложения 1 в его гр. 13 следует записать ставку, которая будет учитывать увеличивающий коэффициент (пп. 12 п. 1 разд. V Порядка № 14).

Напоследок несколько слов об изменениях в приложении 4 с оборотами подакцизных товаров, освобожденных от налогообложения или облагаемых по нулевой ставке.

Как вы помните, с 2020 года Кабмин решил отменить представление отдельного отчета о льготах (см. постановление КМУ от 31.10.2018 г. № 891 и новость на сайте), а учет льгот будет происходить прямо в налоговой декларации. Вот изменения в приложение 4 связаны с введением учета суммы акцизных льгот и периода использования их в акцизной декларации. Соответствующие графы 16 и 17 необходимо будет заполнять с 01.01.2020.

В целом внезапное обновление достаточно непростой акцизной отчетности может повлечь за собой невынужденные ошибки при ее составлении, как это было с акцизными накладными, которые уже пришлось исправлять. Поэтому советуем бухгалтерам быть как можно внимательнее при заполнении акцизных деклараций.

Денис ПЕТРИГА,

САР, DipFM , DipMA