Один из видов акцизных складов — передвижные. С 01.07.2019 получить такой статус может любое транспортное средство, которое эксплуатируется в целях перевозки и/или использования горючего. К тому же — автоматически. А вот задача избавиться от такого статуса может оказаться непростой. Предлагаем разобраться со всеми связанными с этим нюансами

Что представляет собой передвижной акцизный склад и кто его распорядитель

Передвижной акцизный склад (далее — передвижной АС) — это транспортное средство (автомобильное, железнодорожное, морское, речное, воздушное, магистральный трубопровод), на котором перемещается и/или хранится горючее (продукция согласно УКТ ВЭД, указанному в пп. 215.3.4 НКУ) или спирт этиловый  на таможенной территории Украины (пп. 14.1.61 НКУ).

 Поскольку тема посвящена горючему, далее о спирте этиловом упоминать не будем.

А сейчас — об исключениях.

Во-первых, к передвижным АС не относится транспортное средство, используемое субъектом хозяйствования, не являющимся распорядителем акцизного склада , с целью перемещения на таможенной территории Украины своего горючего для нужд собственного потребления или промышленной переработки .

Следовательно, если субъект хозяйствования не зарегистрирован плательщиком топливного акциза и не имеет акцизных складов (см. пп. 14.1.6 НКУ), его бензовозы с собственным горючим не считаются передвижными АС.

 Распорядитель передвижного АС — субъект хозяйствования — плательщик акцизного налога, который является владельцем горючего и который с использованием транспортного средства независимо от того, кому принадлежит данное транспортное средство:

  • реализует или хранит горючее;
  • ввозит горючее на таможенную территорию Украины, по которому уплачен акцизный налог или на условиях, определенных ст. 229 НКУ (пп. 14.1.2241 НКУ).

 Данные субъекты хозяйствования с целью перевозки горючего подают в налоговый орган в электронной форме заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными по форме, утвержденной приказом Минфина Украины от 08.05.2019 г. № 188. В них среди прочего указываются транспортное средство, которое будет перевозить горючее, вид горючего, пункты погрузки/разгрузки и период перемещения горючего (абз. 2 пп. 230.1.5 НКУ).

Во-вторых, распорядителем передвижного АС не является перевозчик (экспедитор), осуществляющий транспортировку горючего (пп. 14.1.2241 НКУ). Обратите внимание: не считается распорядителем склада сам перевозчик (экспедитор), а вот владелец горючего может быть распорядителем передвижного АС согласно положениям пп. 14.1.2241 НКУ. О такой ситуации, в частности, речь шла в ИНК ГФСУ от 11.04.2019 г. № 1559/6/99-9-12-02-02-15/ІПК (далее ИНК № 1559): резидент — импортер горючего, поставляемого по железной дороге, получил статус распорядителя передвижного АС. А железнодорожную цистерну, которая, хоть и принадлежала третьему лицу, признали передвижным АС.

В-третьих, топливный бак как емкость для хранения горючего прямо в транспортном средстве или техническом оборудовании, устройстве не является акцизным складом (пп. «г» пп. 14.1.6 НКУ). Соответственно — транспортное средство, у которого горючее находится только в топливном баке и используется исключительно для работы двигателя, не считается передвижным АС. Об этом же отмечает ГФСУ в ИНК от 25.06.2019 г. № 2900/6/99-99-12-02-02-15/ІПК.

Как регистрируют передвижной АС и на какой период