Введение лицензирования операций с горючим справедливо можно назвать одним из наиболее резонансных нововведений 2019 года. Вместе  с тем, несмотря на то что все причастные были проинформированы о соответствующих изменениях в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» от 19.12.1995 г. № 481/95-ВР (далее — Закон № 481) задолго до вступления их в силу , с ответами на практические вопросы субъектов хозяйствования контролеры тянули до последнего.
Сейчас предлагаем ознакомиться с обзором самых острых вопросов, связанных с лицензированием хранения горючего, — вида деятельности, касающейся наиболее широкого круга субъектов хозяйствования, имеющих дело с горючим

 Закон Украина «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 г. № 2628-VIII был впервые официально опубликован еще 12.12.2018 (в «Ведомостях Верховной Рады Украины» № 49 и «Голосе Украины» № 237-238), а введенные им изменения в Закон № 481 вступили в силу только 01.07.2019.

Кому нужна лицензия на право хранения горючего

Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, прежде всего стоит выяснить два важных нюанса: что такое «горючее» и что представляет собой его «хранение».

В первую очередь отметим: собственного определения понятия «горючее» Закон № 481 не содержит, при этом отправляет искать его в НКУ (абз. 65 ст. 1 Закона № 481). Стало быть, чтобы выяснить, точно ли вы имеете дело с горючим (да-да, это не всегда очевидно), необходимо обратиться к пп. 14.1.1411 НКУ.

Напомним!

Горючее — нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, которые используются как компоненты моторных топлив, другие товары, указанные в пп. 215.3.4 НКУ.

Хранение горючего абз. 56 ст. 1 Закона № 481 определяет как деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик.

К сожалению, соответствующая дефиниция наталкивает на неутешительные выводы: хранителями горючего согласно Закону № 481 являются все субъекты хозяйствования, держащие на своей территории горючее, независимо от его объема и назначения.

В свою очередь, в многочисленных разъяснениях (см., например, ИНК ГФСУ от 30.05.2019 г. № 2471/6/99-99-12-01-01-15/ІПК, ГУ ГФС во Львовской области от 11.07.2019 г. № 3200/ІПК/10/40.2-17) контролеры подчеркивали: в соответствии с Законом № 481 сооружения и/или оборудование, и/или емкости, используемые для хранения горючего, могут использоваться субъектом хозяйствования как на праве собственности, так и на праве пользования. При этом Законом № 481 не установлены требования относительно вместимости и размещения оборудования и/или емкостей, используемых для такого хранения.

Согласно ст. 15 Закону № 481 лицензию на право хранения горючего НЕ получают на места хранения горючего, которые используются:

  • предприятиями, учреждениями и организациями, полностью содержащимися за счет средств государственного или местного бюджета;
  • предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва;
  • субъектами хозяйствования для хранения горючего, которое потребляется для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и не реализуется через места розничной торговли.

Также субъект хозяйствования вправе хранить горючее без получения лицензии на право хранения горючего в местах производства горючего или местах оптовой торговли горючим либо местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии.

Других исключений относительно получения субъектами хозяйствования лицензий на право хранения горючего нормы Закона № 481 не содержат.

Отдельно подчеркнем: отсутствие обязанности регистрировать акцизный состав не исключает необходимости получения лицензии на право хранения горючего. Данный вывод следует, в частности, опираясь на положения ИНК ГУ ГФС в Ивано-Франковской области от 22.05.2019 г. № 324/10/09-19-40-02-18/ІПК.

Кроме того, субъекты хозяйствования зачастую обращаются с вопросами, нужно ли получать лицензию в случае хранения талонов на горючее, а также горючего в баках автомобилей. В обоих случаях наш ответ — нет, не нужно. Конечно, формально бак автомобиля можно считать «емкостью, используемой для хранения горючего» (что охватывается определением понятия «место хранения горючего», закрепленным в абз. 52 ст. 1 Закона № 481), однако нормы Закона № 481, которыми регулируется порядок получения лицензии (в частности, в части перечня документов, которые должны подаваться с заявлением), позволяют сделать вывод, что место хранения горючего должно быть стационарным.

Как получить лицензию на право хранения горючего