(комментарий к приказу Минфина Украины от 31.05.2019 г. № 226)
Минфин принял ряд ожидаемых изменений в свои нормативно-правовые акты, касающиеся финансовой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства. Главные новшества заключаются в уточнении категорий предприятий, для которых устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность, четком закреплении для них права выбора между сокращенной и полной финотчетностью, а также в отражении малыми предприятиями в балансе нематериальных активов, как того требует Директива ЕС № 2013/34/ЄС. Поправки заработают, как только упомянутый приказ будет официально опубликован. Но пока что — по состоянию на 19.07.2019 — этого не произошло. Вкратце проанализируем основные новации для «малышей»
«Малыши» могут выбирать между сокращенной и полной финотчетностью
П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» переименуют в НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность». Обновленным стандартом среди прочего будет учтена современная бухучетная классификация предприятий, предусмотренная Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете), а также регламентированы содержание, форма и порядок заполнения:
- Финансовой отчетности малого предприятия в составе хорошо известных Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м), приведенных в приложении 1 к НП(С)БУ 25 (далее — Финотчет малого предприятия);
- Финансовой отчетности микропредприятия, включающей Баланс (форма № 1-мс) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-мс), приведенные в приложении 2 к НП(С)БУ 25 (далее — Финотчет микропредприятия).
Согласно поправкам Финотчет малого предприятия предназначен для:
- малых предприятий, признанных таковыми в соответствии с Законом о бухучете (далее — малые предприятия) (кроме тех, которым налоговым законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, — подразумеваются юрлица — единщики группы 3, см. абз. 3 п. 44.2, пп. 3 п. 291.4, пп. 296.1.3. Налогового кодекса Украины, далее — НКУ);
- представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Финотчет микропредприятий составляют:
- микропредприятия, признанные таковыми в соответствии с Законом о бухучете (далее — микропредприятия);
- предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству, т.е. юрлица — единщики группы 3;
- непредпринимательские общества.
Впрочем, как и ранее, нормы НП(С)БУ 25 и соответствующую упрощенную финотчетность не могут применять предприятия, составляющие согласно законодательству финотчетность по МСФО. Они используют полноформатную финотчетность, предусмотренную НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».
На заметку
Подробно с классификационными критериями предприятий в целях бухучета можно ознакомиться в статье «Микро-, малые, средние и крупные предприятия: новые критерии распределения и его влияние» газеты № 13/2018. Кто представляет финотчетность по МСФО, читайте в газете № 9/2019.
При этом для всех вышеперечисленных субъектов представления отчетности — микропредприятия, малые предприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности и предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, — закрепили право выбора.
По общему правилу они составляют сокращенную по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах, предусмотренную НП(С)БУ 25. Вместе с тем им будет предоставлено право самостоятельно определять целесообразность составления финансовой отчетности по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1. Данная опция будет четко прописана в п. 2 р. ІІ НП(С)БУ 1. Ввиду этого фактически Минфин легитимизирует подчас встречающуюся и сегодня практику представления «малышами» не сокращенной, а общей финотчетности.