Уже в скором времени, с 01.07.2019, среди лиц, реализующих горючее согласно пп. 14.1.212 НКУ, окажутся те, кто использует горючее для собственного потребления. А значит, на таких субъектов хозяйствования распространяется обязанность до указанной даты зарегистрироваться плательщиками акциза и зарегистрировать места хранения горючего — акцизные склады (п. 22 подраздела 5 р. ХХ НКУ). Далее мы подробно расскажем, кто именно получит статус распорядителя акцизного склада и какие действия необходимо совершить

Кто будет считаться «распорядителем акцизного склада»

С 01.07.2019 в терминологической ст. 14 НКУ заработает ряд новых и изложенных в новой редакции толкований, связанных с перезапуском системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового. Среди них — «акцизный склад» (пп. 14.1.6 НКУ), «акцизный склад передвижной» (пп. 14.1.61 НКУ), «реализация горючего» (пп. 14.1.212 НКУ), «распорядитель акцизного склада» (пп. 14.1.224 НКУ) и пр.

К сожалению, законодатель для пояснения одних терминов использует терминологию из других. И такое состояние дел изрядно мешает сделать окончательные выводы. Это ярко демонстрирует ответ налоговиков на вопрос — «Считается ли с 01.07.2019 субъект хозяйствования, использующий горючее исключительно для нужд собственного потребления, лицом, реализующим горючее?», размещенный в категории 116.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua). По мнению контролеров, «субъект хозяйствования, использующий горючее исключительно для нужд собственного потребления, считается лицом, реализующим горючее, при условии, если является распорядителем акцизного склада».

Однако если попытаться выяснить, кто именно является распорядителем, то окажется, что такое лицо должно осуществлять реализацию горючее в широком толковании пп. 14.1.212 НКУ, включающем и собственное потребление. В итоге получается замкнутый круг.

Чтобы разрубить гордиев узел, во многих разъяснениях налоговики упоминают о перечне объектов, которые парламентарии приказали не считать акцизным складом. Так, согласно пп. 14.1.6 НКУ в общем случае  помещение (территория) не считается акцизным складом, если одновременно:

  • в нем (на ней) расположены емкости для погрузки-разгрузки и хранения горючего, общая вместимость которых не превышает 200 куб. м;
  • субъект хозяйствования — собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 1000 куб. м (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии);
  • субъект хозяйствования использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам.

 Для сельхозпроизводителей — плательщиков единого налога 4-й группы общую вместимость емкостей для хранения горючего не ограничивают, а предельный объем полученного горючего составляет 10000 куб. м.

В другом ответе из категории 116.11 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики отмечают:

«…при несоблюдении хотя бы одного из указанных критериев для субъектов хозяйствования данные помещения и/или территории являются акцизными складами, в том числе и в случае, когда они используют полученное горючее исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляют операций по реализации и хранению горючего другим лицам».

В некоторых налоговых консультациях контролеры подчеркивают: если лицо планирует получить в 2019 году от поставщиков более 1000 куб. м горючего, то с 01.07.2019 оно должно зарегистрироваться плательщиком топливного акциза и зарегистрировать места хранения горючего как акцизные склады (см., например, ИНК ГФСУ от 11.05.2019 г. № 2082/6/99-99-12-02-02-15/ІПК). То есть данное лицо будет распорядителем акцизного склада.

Лицо имеет несколько топливных складов: сколько акцизных складов регистрировать

Как уже отмечалось, акцизным складом в пп. 14.1.6 НКУ называют помещение или территорию. Нужно ли регистрировать как отдельный склад каждую цистерну или емкость? В нескольких разъяснениях налоговики связывают отдельный акцизный склад с определенным почтовым адресом.

Например, такое предписание зафиксировано в ИНК ОКПН ГФС от 22.04.2019 г. № 1736/ІПК/28-10-27-01-11:

«...резервуары, предназначенные для хранения горючего, находящиеся по разным адресам, являются отдельными акцизными складами согласно Кодексу и Постановлению № 891».

Таким образом, несколько емкостей для хранения горючего, находящихся по одному почтовому адресу, будут считаться одним акцизным складом.

Данный вывод повлияет на идентификацию акцизного склада по одному из критериев — общей вместимости емкостей. Если общая вместимость баков или цистерн для хранения по одному адресу превышает 200 куб. м, это автоматически указывает на обязанность зарегистрироваться плательщиком топливного акциза и зарегистрировать акцизный склад, даже несмотря на запланированные объемы получения горючего.

Как регистрируют стационарный акцизный склад

При обычных обстоятельствах, чтобы стать плательщиками акцизного налога по реализации горючего, субъекты хозяйствования должны подать в налоговую службу по основному месту регистрации заявление в электронном виде. Срок такой подачи — не позднее чем за 3 дня до начала осуществления реализации горючего.

Однако для регистрации необходимо подать в налоговую заявление, форму которой поручили определить Минфину (п. 6 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденного постановлением КМУ от 24.04.2019 г. № 408, далееПорядок № 408). Проект соответствующего приказа, размещенный для общественного обсуждения во второй половине апреля, согласно сообщению ГФСУ по состоянию на 31.05.2019 проходил процедуру согласования центральными органами исполнительной власти. Соответственно, сейчас формально выполнить требования невозможно — все в ожидании подзаконного норматива.

Однако, судя по всему, ждать остается недолго, ведь в вышеупомянутом сообщении контролеры успокоили будущих плательщиков акциза, отметив:

«…субъекты хозяйствования, согласно нормам Кодекса, вступающим в силу 1 июля 2019 года, получат возможность до 1 июля 2019 года зарегистрироваться плательщиками налога и зарегистрировать в системе электронного администрирования реализации горючего все акцизные склады, распорядителями которых такие налогоплательщики будут по состоянию на 1 июля 2019 года».

Одновременно с регистрацией плательщиком топливного акциза будет происходить также регистрация акцизных складов данного плательщика (п. 6 Порядка № 408), т.е. представлять отдельные документы для первичной регистрации акцизных складов не придется. А вот как заполнять заявление для одновременной регистрации плательщиком акциза и акцизных складов, сейчас не понятно: проектом приказа, которым должна быть утверждена соответствующая форма заявления, инструкция по его заполнению не предусмотрена. Посему надеемся, что налоговики успеют оперативно разъяснить эти нюансы, чтобы ускорить регистрацию и минимизировать формальные отказы.

Как регистрируют передвижные акцизные склады

Автобензовозы и железнодорожные цистерны с горючим также станут акцизными складами — передвижными (пп. 14.1.61 НКУ). Однако их не нужно регистрировать заблаговременно. Данные транспортные средства получат статус передвижного акцизного склада после регистрации акцизной накладной, в которой и будет приведена информация о передвижном акцизном складе. Более того: если горючее в одном транспортном средстве будет принадлежать нескольким собственникам, то такое транспортное средство будет считаться отдельным передвижным акцизным складом для каждого из собственников горючего (п. 14 Порядка № 408). Вдобавок ко всему, если право собственности на горючее будет передаваться другому лицу, то будет изменен и распорядитель данного передвижного акцизного склада.

На сегодняшний день об отсутствии возможности зарегистрировать заблаговременно передвижной акцизный склад контролеры прямо указали в ИНК ГФСУ от 11.04.2019 г. № 1559/6/99-9-12-02-02-15/ІПК — в ней говорилось об импорте горючего по железной дороге. Собственнику горючего сообщили: сначала он должен составить и зарегистрировать акцизную накладную на основании таможенной декларации, и только после этого его горючее сможет «путешествовать» по стране к пункту назначения.

Статус зарегистрированного передвижного акцизного склада транспортное средство будет терять, когда одновременно будут выполнены два условия (п. 15 Порядка № 408):

1) зарегистрированы все экземпляры акцизных накладных (вторые экземпляры акцизных накладных, составленных в двух экземплярах, или первые экземпляры акцизных накладных, составленных в одном экземпляре), в которых транспортное средство указывалось как акцизный склад передвижной;

2) равны нулю объемы горючего или спирта этилового, которые учитываются в разрезе такого акцизного склада передвижного в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, по всем кодам товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД.

Нужно ли устанавливать счетчики на акцизном складе

Распорядители акцизных складов обязаны оборудовать акцизные склады расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре (далее — Единый госреестр) в следующие сроки (п. 12 подраздела 5 р. XX НКУ):

  • акцизный склад, где находятся резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 куб. м, — не позднее 01.07.2019;
  • акцизный склад, где находятся резервуары общей вместимостью от 1000 до 20000 куб. м, — не позднее 01.10.2019;
  • акцизный склад, где находятся резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. м, — не позднее 01.01.2020.

Резервуары, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики регистрируют в Едином госреестре на основании Справки о распорядителе акцизного склада горючего, акцизных складах горючего, расположенных на них резервуарах горючего, расходомерах и уровнемерах . Справку подают отдельно по каждому акцизному складу (см. также ИНК ГФСУ от 27.02.2019 г. № 725/6/99-99-15-03-03-15/ІПК).

 Форма справки утверждена приказом Минфина от 27.11.2018 г. № 944

Важно: расходомеры, уровнемеры и резервуары должны соответствовать требованиям законодательства и пройти поверку и/или оценку соответствия (п. 8 Порядка ведения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре, передачи учетных данных с них по электронным средствам связи, утвержденного постановлением КМУ от 22.11.2017 г. № 891). В то же время по поводу вопроса об организациях, осуществляющих поверку, налоговики рекомендуют обращаться в Научно метрологический центр – Национальный научный центр «Институт метрологии», а также Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и Нефтегазовую ассоциацию Украины (см. ИНК ГФСУ от 20.11.2018 г. № 4897/6/99-99-12-02-02-15/ІПК, от 05.03.2019 г. № 883/6/99-99-12-02-02-15/ІПК, от 24.05.2019 г. № 2367/6/99-99-12-01-04-15/ІПК).

Не оборудовать расходомерами- и уровнемерами-счетчиками разрешается акцизные склады, на которых осуществляются исключительно хранение и реализация горючего, получаемого и реализуемого только в таре производителя без изменения расфасовки, а также сжиженного природного газа, бензола, метанола (пп. 230.1.2 НКУ).

Распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток и о суточных фактических объемах полученного и реализованного горючего в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15°C. Данные о фактических остатках горючего и об объеме оборота горючего предоставляют в налоговую службу не позднее 23 часов 59 минут дня, следующего за отчетными сутками (пп. 230.1.3 ПКУ).

Денис ПЕТРИГА,

САР, DipFM, DipMA