Упрощенная система во все времена была и остается привлекательной для субъектов хозяйствования. Однако не стоит забывать, что приемлемая налоговая нагрузка и «облегченный» учет, с одной стороны, компенсируются рядом ограничений, запретов и специальных правил — с другой. Таким образом, выясним, какие подводные камни могут встретиться на пути туристических операторов и туристических агентов, решивших стать плательщиками единого налога
Туроператоры и единый налог
Прежде всего напомним: туристическими операторами могут быть только юридические лица , поэтому вопрос выбора группы единого налога перед ними не стоит — 3-я, без альтернатив. Данная группа предусматривает очень лояльные условия. Стало быть, принимая решение о применении упрощенной системы, туроператоры фактически должны учитывать единственное ключевое ограничение, касающееся объема получаемого дохода: в течение календарного года он не должен превышать 5 млн грн (пп. 3 п. 291.4 НКУ).
Туристические операторы (далее — туроператоры) — юридические лица, созданные согласно законодательству Украина, для которых исключительной деятельностью являются организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, и в установленном порядке получившие лицензию на туроператорскую деятельность (ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О туризме» от 15.09.1995 г. № 324/95-ВР, далее — Закон № 324).
Для туроператоров, реализующих собственный туристический продукт (самостоятельно или через посредников), доход определяется в общем порядке, т.е. в соответствии с пп. 2 п. 292.1 НКУ. Иными словами, обложению единым налогом подлежит вся сумма выручки, полученной от реализации туристического продукта (за вычетом НДС, если туроператор зарегистрирован плательщиком данного налога), в т.ч. сумма вознаграждения, принадлежащая посредникам-турагентам, если последние привлекались туроператором. Собственно, в ИНК от 19.04.2018 г. № 1712/ІПК/10/13-01-12-04 специалисты ГУ ГФС во Львовской области четко разъяснили:
«Учет расходов при определении дохода плательщика единого налога Кодексом не предусмотрен.
Доход учитывается согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и/или другим нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета.
При осуществлении Обществом туроператорской деятельности, в частности при реализации готового туристического продукта (в виде туристических путевок), доходом Общества является сумма средств, полученная от потребителей данного туристического продукта в соответствии с договорами на туристическое обслуживание».
Кстати, предметом данной консультации был вопрос туроператора-единщика о возможности включать в свой доход только сумму комиссионного вознаграждения, ведь фактически этот туроператор реализует путевки (туры), которые включают совокупность разнообразных услуг (таких как: питание, транспортировка, размещение, уборка, оздоровительные процедуры и т.д.), предоставляемых другими субъектами хозяйствования на основании договоров комиссии. Однако, как следует из цитированного разъяснения, данный подход контролерам оказался не по душе. Нашу точку зрения по этому вопросу мы осветили в комментарии «Какая сумма полученных средств попадает в доход туроператора-единщика» газеты № 96/2018.