Работник является лицом с инвалидностью 2-й группы, привлечен к выборам как член избирательной комиссии на платной основе. В связи с этим он освобожден от исполнения служебных обязанностей начиная с 13.03.2019 до окончания полномочий участковой избирательной комиссии. Оклад работника — 4500 грн, поэтому за период работы с 1 по 12 марта начислена зарплата в размере 1575 грн, средний заработок за период с 13 по 31 марта не сохранялся.
Имеет ли работник право на получение налоговой соцльготы в размере 1440,75 грн (150%), учитывая то что он, кроме зарплаты по основному месту работы, получит оплату от избирательной комиссии? Как в форме № Д4 и форме № 1-ДФ отразить освобождение работника от работы на период исполнения обязанностей члена избирательной комиссии?
Налоговая соцльгота применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту начисления (выплаты) дохода (пп. 169.2.1 НКУ).
Если работник по основному месту работы подал заявление о применении налоговой соцльготы вместе с документом, подтверждающим установленную инвалидность 2-й группы, то он имеет право на применение повышенной налоговой соцльготы в размере 150% общей налоговой соцльготы на основании пп. «ґ» п. 169.1.3 НКУ.
Лица с инвалидностью 2-й группы вместе с заявлением о применении налоговой соцльготы подают работодателю копию пенсионного удостоверения или справку медико-социальной экспертизы (пп. 5 п. 5 Порядка представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227).
При исполнении освобожденным от служебных обязанностей работником полномочий члена избирательной комиссии на платной основе трудовые отношения не возникают, а значит, и заработную плату ему не начисляют. Скорее всего, речь идет о денежном вознаграждении за участие в выборах в течение определенного периода, хотя его и называют оплатой труда.
Оплату труда члена избирательной комиссии, освобожденного от исполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, осуществляет раз в месяц окружная избирательная комиссия на основании табеля учета рабочего времени, подписанного председателем комиссии (а при его отсутствии — заместителем председателя комиссии) (п. 2.8 Порядка оплаты труда членов окружных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента Украины, приведенного в приложении 1 к постановлению ЦИК от 08.04.2014 г. № 226).
Тот факт, что оплату за выполнение таких полномочий называют в некоторых нормативно-правовых актах зарплатой, не дает оснований считать ее таковой. Ведь данную оплату нельзя квалифицировать как заработную плату, поскольку отсутствует факт оформления трудовых отношений. В таблице 6 формы № Д4 начисленную оплату члену избирательной комиссии отражают с кодом категории ЗО «64» (единовременное денежное вознаграждение), а не как зарплату (код категории ЗО «1»). А в форме № 1ДФ оплату члену избирательной комиссии целесообразно отражать с признаком дохода «127» (прочие доходы).
Таким образом, если это не зарплата, то к ней не может применяться и налоговая соцльгота. Даже если допустить, что оплата труда члена избирательной комиссии является зарплатой, то ее выплачивают разные налоговые агенты, работник же имеет право выбора места для применения налоговой соцльготы.
Ввиду этого налоговая соцльгота применяется по основному месту работы — при наличии заявления о применении НСЛ и копии пенсионного удостоверения (или копии справки МСЭК) — при условии, если начисленный за отчетный месяц доход в виде зарплаты не превышает 2690 грн.
Отчетность по ЕСВ. Законодательство не предусматривает отражение в отчетности по ЕСВ освобождение от исполнения служебных обязанностей в связи с исполнением обязанностей члена избирательной комиссии. Поэтому в таблице 5 формы № Д4 период освобождения от исполнения служебных обязанностей вообще не отражают.
В реквизите 15 «Кількість календарних днів перебування у трудових/цивільно-правових відносинах протягом звітного місяця» таблицы 6 формы № Д4 за март 2019 года показывают «31», поскольку трудовые отношения не прекращались.
В реквизите 14 «Кількість днів без збереження заробітної плати» указывают количество календарных дней без сохранения заработной платы и/или количество дней освобождения от работы согласно справке о временном освобождении от работы по уходу за больным ребенком (п. 9 р. IV Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфин от 14.04.2015 г. № 435). То есть в реквизите 14 также не предусмотрено отражение количества календарных дней освобождения от исполнения служебных обязанностей.
В форме № 1ДФ не предусмотрено отражение освобождения от служебных обязанностей работника, исполняющего обязанности члена избирательной комиссии на платной основе.
Учет оплаты в избирательной комиссии при расчете средней зарплаты
Заработная плата, начисленная за период работы в избирательных комиссиях, включается в фактический заработок по основному месту работы при исчислении пенсии и средней заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 постановления КМУ «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» от 28.07.2004 г. № 966). Трудно представить, как это реализовать. Объясним почему.
При определении средней зарплаты для матобеспечения и страховых выплат берут данные, отраженные предприятием в отчетности по ЕСВ (п. 32 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266). Ввиду этого нет оснований учитывать суммы, отраженные избирательной комиссией с (кодом категории ЗО — «64»), а не предприятием.
Средний заработок для оплаты отпуска определяют в соответствии с п. 7 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок № 100).
Перечень выплат, включаемых в суммарный заработок для исчисления средней зарплаты, определен п. 3 данного Порядка. Среди них и выплаты за период, в течение которого работнику сохраняется средний заработок по месту работы: за время предыдущего ежегодного отпуска, исполнения государственных и общественных обязанностей, служебной командировки и т.д., а также пособие по временной нетрудоспособности (абз. 4 п. 3 Порядка № 100).
А вот выплаты за выполнение отдельных поручений (разового характера), которые не входят в обязанности работника, не включаются в заработок при исчислении средней заработной платы (пп. «а» п. 4 Порядка № 100). Учитывая то что выплаты проведены окружной избирательной комиссией и разовый характер выплаты, нет оснований учитывать оплату участия работы в избирательной комиссии при расчете средней зарплаты для оплаты отпуска и в других случаях сохранения среднего заработка.
При исчислении средней зарплаты исходя из заработка за два последних месяца период, когда сохраняли средний заработок, и выплаты за это время вообще не учитывают.
Светлана ЛИСТРОВАЯ,
бухгалтер-эксперт;