Какую сумму отрицательного НДС можно задекларировать как бюджетное возмещение? Можно ли получить его на текущий счет, если у нас есть задолженность (налоговый долг) по другим платежам в госбюджет? Сколько придется ждать получения бюджетного возмещения с момента декларирования?

Как известно, декларирование бюджетного возмещения — право плательщика, а не обязанность. Более того, плательщик НДС сам решает: всю или часть суммы отрицательного НДС, соответствующей критериям бюджетного возмещения, заявить на возврат.

Итак, рассмотрим, какие суммы НДС могут получить статус бюджетного возмещения.

Определяем сумму бюджетного возмещения

Если у плательщика НДС в отчетном периоде есть отрицательный НДС (т.е. отрицательное значение разницы налоговых обязательств и налогового кредита за отчетный период), то он может претендовать на бюджетное возмещение. Правда, заявить на бюджетное возмещение можно только сумму отрицательного НДС:

1) которая не превышает сумму регистрационного лимита (ΣНакл) на момент представления декларации по НДС (пп. «б» п. 200.4 НКУ). Данную часть отрицательного НДС указывают в строке 20 декларации по НДС;

2) которая остается после вычета суммы налогового долга по НДС, возникшего в предыдущих отчетных периодах (пп. «а» п. 200.4 НКУ, пп. 4 п. 5 р. V Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина Украины от 28.01.2016 г. № 21, далееПорядок № 21). А вот налоговый долг по другим платежам в госбюджет в расчете бюджетного возмещения участия не берет;

3) которая сформирована из налогового кредита, фактически уплаченного в предыдущих и/или отчетном налоговых периодах поставщикам товаров/услуг или в бюджет (пп. «б» п. 200.4 НКУ).

Последнее условие рассмотрим более подробно.

Фактически уплаченный налоговый кредит

Заявить на бюджетное возмещение можно только фактически уплаченный налоговый кредит (поставщикам — в стоимости приобретенных товаров и услуг, в бюджет — при импорте товаров или приобретении услуг у нерезидентов).

В бюджетное возмещение можно включать, в частности, отрицательный НДС, сформированный за счет перечисленных поставщикам авансов.

Правда, до недавнего времени налоговики были против включения в бюджетное возмещение этих сумм и предлагали плательщикам дождаться второго события по данным операциям (поставку товаров, предоставление услуг) (см. ИНК ГФСУ от 01.06.2017 г. № 430/6/99-99-12-02-01-15/ІПК и от 05.01.2018 г. № 74/6/99-99-12-02-01-15/ІПК). К счастью, Минфину удалось убедить контролеров изменить свою точку зрения в этом вопросе (см. письма Минфина от 21.07.2017 г. № 11310-09-10/19633 и ГФСУ от 05.04.2018 г. № 1432/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Да и суды в таких спорах обычно принимали сторону плательщиков НДС (см., например, решение ВАСУ от 31.08.2016 г. по делу № 0670/3064/12). Ведь уже по первому событию (перечислению аванса) у плательщика возникает право на налоговый кредит, причем эти суммы являются оплаченными, т.е. соответствуют требованиям бюджетного возмещения.