Еще с 01.01.2018 в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете) появилась норма о том, что определенные предприятия должны представлять вместе с финансовой отчетностью абсолютно новый отчет — Отчет об управлении.
В июле 2018 года, благодаря изменениям, внесенным в Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина Украины от 28.02.2000 г. № 419 (далее — Порядок № 419), стало понятно — данный Отчет необходимо представлять вместе с годовой финансовой отчетностью. Соответственно, отчитывающимся предприятиям придется впервые готовить Отчет об управлении уже по итогам 2018 года.
Сегодня мы подробно рассмотрим, что за новый Отчет к нам пожаловал, кто его должен составлять, когда и куда представлять и какую информацию необходимо в нем раскрыть

Отчет об управлении — не финансовая отчетность

Закон о бухучете определяет его следующим образом — документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенности его деятельности.

Казалось бы, достаточно лаконичное определение, но на самом деле чего стоит качественно обработать, свести и доступно предоставить упомянутую информацию. Ввиду этого нужно своевременно привлечь к процессу подготовки Отчета финансистов и управленцев, обладающих необходимой информацией о стратегии развития компании.

По идее, состав и форму Отчета об управлении должен определить Минфин по согласованию с Государственной службой статистики Украины (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете). Но его форму чиновники не приняли. При этом отчитывающимся предприятиям подали руку помощи Методические рекомендации по составлению отчета об управлении, утвержденные приказом Минфина Украины от 07.12.2018 г. № 982 (далее Методрекомендации № 982). И в данном документе не упоминается о стандартизированной форме Отчета об управлении, а его анализ свидетельствует — предприятиям придется самостоятельно структурировать данный Отчет и определять формат предоставления в нем соответствующей информации. Именно поэтому Методрекомендации № 982 должны помочь наполнить «управленческий» отчет заинтересованным компаниям .

 Структура и содержание Отчета об управлении для банков определены в р. IV Инструкции о порядке составления и обнародования финансовой отчетности банков Украины, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 24.10.2011 г. № 373. «Банковский» Отчет об управлении мы сегодня рассматривать не будем. Но обычные предприятия могут взять его структурные элементы как образец при подготовке своего Отчета об управлении.

Подчеркиваем: согласно отечественному бухгалтерскому законодательству, Отчет об управлении не относится в состав финансовой отчетности . Это — самостоятельный Отчет со своими историей и целью, представляемый «вместе с годовой финансовой отчетностью».

Фактически цель данного Отчета — дополнить годовую финотчетность необходимой информацией, которая поможет пользователям получить достоверное представление о результатах деятельности предприятия, перспективах его развития, в частности, об основных рисках и неопределенностях деятельности и действиях руководства в соответствии с заявленными стратегическими планами развития компании. Такая информация может быть представлена рядом финансовых и нефинансовых показателей (например: анализ экологических и социальных аспектов), о которых речь пойдет далее. Объединение финансовой и нефинансовой информации характерно для т.н. интегрированной отчетности, относительно недавно появившейся в мировой практике.

 Согласно п. 1 р. II НП(С)БУ 1 «общие требования к финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности состоит из: баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движение денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности.

Евроистоки отечественного Отчета об управлении