Достаточно распространенная практика — предприятия владеют автомобилями, а водители являются наемными работниками этих предприятий. Никто не застрахован от попадания в ДТП, хотя основное стремление каждого водителя — избежать такой ситуации.
Как отразить в бухгалтерском учете предприятия последствия такого неприятного события? А если после ДТП есть не только нанесенный предприятию ущерб в виде разбитого автомобиля, но и пострадавшее третье лицо?
Ответы на наиболее актуальные вопросы бухучета последствий ДТП, читайте в статье
Учет понесенного ущерба (разбитого авто)
Для начала рассмотрим аспекты, связанные с тем, что является уже свершимшимся фактом по результату ДТП и касается исключительно материальной стороны: автомобиль разбит или частично поврежден, предприятию нанесен материальный ущерб. Вариантов развития событий в ответ на это очень неприятное событие может быть только два:
- поремонтировать автомобиль
или
- списать его.
Понятное дело, что на принятие решения может повлиять степень/размер нанесенных автомобилю повреждений.
В свою очередь, отметим: списание следует осуществлять по общим правилам списания каких-либо основных средств, заручившись лишь более полным комплектом документации, в т.ч. и специальной, являющейся обязательной при оформлении ДТП и его последствий.
Напоминаем, что выполнение данной процедуры урегулировано р. 8 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденых приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561 (далее — Методрекомендации № 561, а именно:
- постоянно действующая комиссия на предприятии после проведения непосредственного осмотра такого автомобиля устанавливает причины несоответствия его критериям актива, определяет лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие данного основного средства из эксплуатации, вносит предложения по их ответственности; далее определяет возможность продажи (передачи) такого объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использования его отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации), устанавливает их количество и стоимость; затем составляет и подписывает акты на списание данного основного средства (п. 41 Методрекомендаций № 561);
- при списании автомобиля после ДТП к акту по такому списанию должна прилагаться копия акта ДТП, а к регистрам аналитического учета по данному автомобилю — все документы, которыми оформлен факт выбытия этого основного средства (п. 42 Методрекомендаций № 561).
Вместе с тем последующий ремонт автомобиля — это операции, отражение в учете которых содержит целый ряд нюансов. Остановимся на них.