Не секрет, что изменение налогового адреса (т.е. официальное изменение, которое фактически в подавляющем большинстве случаев носит сугубо формальный характер) является одним из способов предотвращения или, как минимум, отсрочки налоговой проверки.

Напомним

В соответствии с пп. 16.1.11 НКУ, налогоплательщик обязан уведомлять контролирующие органы об изменении местонахождения юридического лица и смене места жительства физического лица — предпринимателя.

Казалось бы, в чем заключалась сложность для фискалов начать проверку по новому адресу регистрации предприятия? Возможно, отсутствие порядка действий или несогласованность региональных фискальных подразделений?

Ранее фискалы не успевали отреагировать и предпринять организационные меры по откомандированию ревизоров, не говоря уже о допроверочном анализе, или сделать любые другие шаги, связанные с началом проверки. Намного проще было оформить «фиктивный» выезд на новый адрес с последующим установлением отсутствия налогоплательщика по местонахождению и передачей информации на розыск в налоговую милицию, что предусмотрено алгоритмом взаимодействия структурных подразделений ГФС.

Таким образом, в девяти из десяти случаев изменение налогового адреса перед началом проверки автоматически определяло невозможность ее проведения.

В свою очередь, данному факту способствовала норма, указанная в Порядке учета плательщиков налогов и сборов, которая обязывала фискалов в случае уведомления субъекта хозяйствования о начале проверки обеспечить все меры по ее организации и проведению. Например, если уведомление о начале проведения проверки отправлено ГУ ГФС в г. Киеве, а плательщик перерегистрировался в Закарпатской области, то проверку обязаны были осуществить должностные лица ГУ ГФС в г. Киеве. А затем еще и обеспечить реализацию материалов проверки, сопровождение обжалования и другие действия до полного согласования (упразднения) результатов проверки. И так фактически происходило на практике.

Значительное количество неначатых документальных налоговых проверок, вызванное «миграцией» налогоплательщиков, формальность действий фискалов в проведении таких проверок, а главное — отсутствие реальных результатов работы привели к введению соответствующих нормативных изменений.

На сегодняшний день, если на время изменения местонахождения проверка не была начата, независимо от факта вручения уведомления и копии приказа на ее проведение, вопрос относительно проведения данной плановой документальной проверки рассматривается территориальным фискальным органом уже по новому местонахождению налогоплательщика.

То есть ревизорам «бывшей» налоговой уже не нужно беспокоиться по поводу каких-либо вопросов, связанных с осуществлением проверки, а достаточно лишь уведомить «новую» налоговую о необходимости ее начала. Указанная процедура на практике может длиться считанные часы.

Процитируем данное изменение: «…после снятия налогоплательщика с основного места учета, контролирующий орган продолжает администрировать налоги до окончания документальной проверки и согласования денежных обязательств по ее результатам, если проверка была начата», а вот трактовка до внесения изменений была следующей: «...если проверка была назначена и контролирующий орган уже уведомил о ее проведении» (приказ Минфина Украины «Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов и сборов» от 27.06.2018 г. № 589).

Полный алгоритм действий выглядит следующим образом. Если при организации документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки установлена невозможность проведения проверки в связи с отсутствием налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению, в тот же день составляется соответствующий акт в произвольной форме, удостоверяющий данный факт (пп. 1.4.5 п. 1.4 р. I Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГФС от 31.07.2014 г. № 22 (далееМетодические рекомендации).

При этом подразделение органа ГФС, осуществляющее (возглавляющее) проверку и установившее невозможность проведения проверки в связи с отсутствием налогоплательщика (должностных лиц налогоплательщика или его законных (уполномоченных) представителей) по местонахождению, в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем составления данного акта, докладной запиской уведомляет об этом руководителя (его заместителя или уполномоченное лицо) органа ГФС и передает запрос на установление местонахождения налогоплательщика в оперативное подразделение соответствующего территориального органа ГФС по основному месту учета налогоплательщика.

Оперативное подразделение соответствующего территориального органа ГФС не позднее 10 к.дн. со дня получения запроса в обязательном порядке письменно уведомляет инициатора запроса о проведенной работе с предоставлением копий полученных в ходе его выполнения материалов. При необходимости указанный срок может быть продлен по решению руководителя указанного оперативного подразделения, но не более чем до 30 к.дн. со дня получения запроса, о чем это подразделение также письменно уведомляет инициатора до истечения 10-дневного срока.

В случае если в результате принятых работниками оперативного подразделения мер не установлено местонахождение налогоплательщика в определенные пп. 1.4.5 п. 1.4 р. I Методических рекомендаций сроки, данное подразделение уведомляет об этом структурное подразделение органа ГФС, инициировавшее проведение мероприятий на установление местонахождения налогоплательщика, и передает руководителю (его заместителю или уполномоченному лицу) соответствующего органа ГФС служебную записку и материалы о проведенной работе (см. также разъяснение в подкатегории 136.07 системы «ЗІР»).

Таким образом, если субъект хозяйствования не желает «встречаться» с налоговиками, то изменение налогового адреса сегодня не будет являться действенным механизмом предотвращения проведения налоговой проверки.

Более «актуальным» в удовлетворении соответствующей «потребности» налогоплательщиков является недопуск к проверке, например, из-за отсутствия оснований для ее проведения. Подробно об этом читайте в статье «Недопуск налоговиков к проведению проверки: основания, оформление, последствия».

Как бы там ни было, но «игра в прятки» с фискалами, безусловно, может иметь логический смысл, однако важно понимать, что главным последствием такой игры станет сворачивание бизнеса, поскольку ненахождение предприятия по налоговому адресу является основанием для блокировки регистрации налоговых накладных (см. письмо ГФС от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18). Ввиду этого, решаясь на подобный шаг, владельцу бизнеса стоит тщательно просчитать возможные сопутствующие потери.

В заключение стоит сказать об эффективности механизмов обжалования каких-либо действий или решений фискальных органов, а также разнообразии и многовекторности судебной практики в сфере налоговых споров, которые следует учитывать при оценивании рисков потерь, связанных с недопуском или уклонением от проведения налоговой проверки.

Например, хотя мы немного отклоняемся от нашей темы, поскольку касается это внеплановой проверки, но налоговики могут отчасти перейти границы дозволенного, скажем, издав не один приказ о проведении проверки. Но Верховный Суд в данной ситуации поддержал налогоплательщика и указал, что контролирующий орган не уполномочен осуществлять попытки проведения проверки в виде многократного издания приказов в рамках исполнения определения следственного судьи, не исполнив требования законодательства относительно установления фактического местонахождения (места жительства) истца (см. постановление ВС/КАС от 08.08.2018 г. по делу № 823/1294/17).

Олег ВДОВИЧЕН,

управляющий партнер АО «Вдовичен та партнери», адвокат