Упоминание о специальной форме отчетности — отчете о платежах в пользу государства — появилось в Законе о бухучете   01.01.2018 (об этом в свое время мы рассказывали в материале «Изменения в Закон о бухучете: приближение к евротребованиям» газеты № 215/2017). Изначально определение порядка и сроков представления отчета относилось к компетенции Кабмина, а состав и форму отчета о платежах в пользу государства должен был утверждать Минфин  . Представлять отчетность по соответствующей форме следовало предприятиям, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляющим общественный интерес. Однако Закон о добывающих отраслях  , вступивший в силу 16.11.2018, немного изменил правила игры. Как именно — выясним далее

  Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее Закон о бухучете)

  В мае 2018 года Минфин даже подготовил для общественного обсуждения проект соответствующей формы.

  Закон Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» от 18.09.2018 г. № 2545-VIII (далееЗакон о добывающих отраслях)

Кто должен представлять отчет по новым правилам

По сравнению с предыдущими правилами, парламентарии решили изменить:

  • содержание отчета и порядок его представления;
  • круг лиц, которые должны готовить отчет.

Во-первых, законодатель решил: отчет о платежах в пользу государства должен содержать также обобщенную информацию о деятельности субъекта хозяйствования, в дополнение к детализированным сведениям о налогах и сборах, прочих платежах, уплаченных или подлежащих уплате в пользу государства.

Во-вторых, и это самое главное, он разделил всех лиц, которым нужно готовить отчет о платежах в пользу государства, на две категории:

1) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях в соответствии с Законом о добывающих отраслях. Для них состав и формы отчета, порядок и сроки его представления устанавливает Закон о добывающих отраслях (ч.ч. 2, 4 ст. 11 Закона о бухучете);

2) предприятия, осуществляющие заготовку древесины и при этом представляющие общественный интерес. Для таких юрлиц будут действовать старые правила: Минфин должен разработать форму отчета, а Кабмин — определяет порядок его представления.

Подчеркиваем: в первую категорию вошли все субъекты хозяйствования, т.е. как предприятия (независимо от статуса), так и субъекты предпринимательской деятельности — физические лица.

Безусловно, Закон о бухучете не может заставить физлиц-предпринимателей готовить какую-либо отчетность, ведь согласно ст. 2 он распространяется на юридических лиц. Однако Закон о добывающих отраслях не ограничивает круг лиц, которые должны представлять отчетность о платежах в пользу государства. Наоборот: он прямо прописывает, что под «субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях» следует подразумевать как физлиц-предпринимателей, так и юрлиц (ст. 1 Закона о добывающих отраслях).

Значит, и те, и другие считаются субъектами раскрытия информации (ч. 1 ст. 4 Закона о добывающих отраслях) и должны (ч. 1 ст. 5 Закона о добывающих отраслях):

  • представлять отчет о платежах в пользу государства;
  • размещать на своем веб-сайте (при наличии) электронную версию отчета о платежах в пользу государства;
  • предоставлять Минэнергоугля или размещать в электронной системе представления и анализа отчетности (при наличии) информацию о существенных условиях соглашений о пользовании недрами вместе с соответствующими извлечениями из этих соглашений;
  • предоставлять информацию о платежах в пользу государства на запрос Минэнергоугля и независимого администратора.

Какой будет форма отчета согласно Закону о добывающих отраслях

В ч. 1 ст. 6 Закона о добывающих отраслях изложен подробный перечень информации, которую должен содержать отчет о платежах в пользу государства.

Бросается в глаза то, что приведенный состав информации более значительный по объему, нежели требования, изложенные к содержанию отчета в ст. 43 Директивы 2013/34/ЕС .

Так, европейская директива упоминает об общей сумме платежей в пользу каждого правительства, общей сумме по каждому виду уплаченного платежа (налоги, лицензионные платежи, роялти, дивиденды и т.д.) и сумме платежей по каждому проекту. В итоге стоимостные данные в отчете о платежах в пользу государства, подготавливаемом в соответствии с требованиями Директивы 2013/34/ЕС, представляют собой таблицы с соответствующими сведениями. 

  Директива 2013/34/ЕС Европейского Парламента и Совета о ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний, вносящая поправки в Директиву 2006/43/EC Европейского Парламента и Совета и отменяющая Директивы Совета 78/660/EEC и 83/349/EEC

 См., например, здесь и здесь.