Как правило, документация воспринимается бухгалтерами как совокупность документов, созданных в деятельности предприятия: договоры, счета, платежные поручения, выписки, акты, накладные, заказы-наряды, приказы и прочие подобные документы, одним словом — все то, что никоим образом не является документацией в системе трансфертного ценообразования (далее — ТЦО-документация).
На самом деле, ТЦО-документация — это совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме и содержащий информацию, требования к которой изложены в пп. 39.4.6 НКУ.
Данная статья — практическое руководство, как на основании информации, предоставленной в НКУ, можно составить понятную и логичную структуру документа, который может быть признан как ТЦО-документация

ТЦО-документация: о размере и содержании

Типовой формы ТЦО-документации не существует. Попытки ее создания даже в рамках одного налогоплательщика, скорее всего, не увенчаются успехом, поскольку ТЦО-документация — конструктор, строящийся из информации о контролируемых операциях, в объемах и в содержании актуальной в конкретном отчетном периоде. В другом отчетном периоде один и тот же налогоплательщик может осуществлять уже совсем другие контролируемые операции. Поэтому имеет смысл работать не над созданием типового документа, а над его структурой (практические рекомендации по ее созданию см. далее).

Кроме того, ТЦО-документация — это документ, содержание которого определяется требованиями пп. 39.4.6 НКУ. Получается, для того чтобы некий документ считался ТЦО-документацией, в нем должна присутствовать информация, предусмотренная указанным подпунктом, в противном случае налогоплательщику грозит штраф за непредставление ТЦО-документации. Причем объем документа не имеет принципиального значения, главное — его содержание.

Однако среди специалистов в сфере трансфертного ценообразования иногда появляются дискуссии о полноте раскрытия информации в документе, предоставленном по запросу ГФС. Зачастую даже обсуждается возможность предоставления документа на нескольких листах с надписью на титульном листе «Документація з трансфертного ціноутворення за звітний період» с намерением дополнить его в дальнейшем. Такие разговоры не возникают на пустом месте. Формально оказывается, что это возможно.

Ведь согласно пп. 39.4.8 НКУ, «в случае если предоставленная налогоплательщиком документация по трансфертному ценообразованию не содержит информации в объеме, указанном в пп. 39.4.6», ГФС направляет налогоплательщику запрос с требованием дополнительно предоставить в течение 30 дней с момента его получения информацию, соответствующую пп. 39.4.6 НКУ. То есть НКУ не только допускает, что ТЦО-документация, предоставленная налогоплательщиком по запросу ГФС, может не содержать «информацию в объеме, указанном в пп. 39.4.6 ст. 39 НКУ», но и четко прописывает последствия, обязывая ГФС направить запрос дополнительно.

В свою очередь, согласно п. 120.3 и п. 120.4 НКУ, не существует штрафа за неполноту раскрытия информации в предоставленной ТЦО-документации. В абз. 4 п. 120.3 и абз. 4 п. 120.4 НКУ нарушение описывается как «непредставление» и «несвоевременное представление» документации, а не неполное раскрытие информации в документации. И в этом «штрафные» положения НКУ очень справедливы, поскольку «полнота и глубина раскрытия информации» — категории весьма субъективные, из разряда философских, ведь количественных измерителей данных характеристик НКУ не устанавливает.

Видимо, поэтому в НКУ есть компромиссный пп. 39.4.8 НКУ, призванный примирить разные взгляды на глубину раскрытия информации в ТЦО-документации. То есть, в случае если представители ГФС сочтут информацию недостаточной, у них есть возможность запросить ее в более подробном виде. Вместе с тем нежелательно пренебрегать требованиями налоговиков: как сказано в пп. 39.4.6 НКУ, документация должна содержать информацию, обязательность раскрытия которой предусмотрена указанным подпунктом. А значит, угроза непризнания представленного документа, не соответствующего требованиям к ТЦО-документации, теоретически существует. Ввиду этого предлагаем практическое руководство, как на основании информации, представленной в НКУ в качестве требований, можно составить понятную и логичную структуру документа, а главное — обеспечивающую его признание ТЦО-документацией.