Исходя из практики, не у всех работодателей есть должностные инструкции работников. Да и, по правде говоря, многие работодатели рассматривают этот документ как необязательный. Но поверьте нам, что такое мнение ошибочно. Ведь необходимость применять должностные инструкции на предприятии (в организации, учреждении) продиктована трудовым законодательством.
О том, с какой целью, кем, кому и как именно должен быть подготовлен и утвержден данный внутренний документ работодателя, мы сегодня и поговорим

Почему нужны должностные инструкции

Создание и утверждение должностной инструкции обязательно для любой должности.

Ведь в должностной инструкции работодатель конкретизирует круг функций, обязанностей и прав соответствующего работника. Последний же, в свою очередь, уже с самого начала трудовой деятельности осведомлен по поводу того, что от него ожидают, каков круг его обязанностей и какова ответственность.

Кроме того, отсутствие должностной инструкции может повлечь за собой возникновение проблем для работодателя. Они могут появиться, в частности, при необходимости вынести выговор работнику за неисполнение последним своих должностных обязанностей или в случае увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 40 Кодекса законов о труде Украины (далееКЗоТ) — при выявлении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации.

Несмотря на то что действующие нормативно-правовые акты не содержат прямого требования от работодателей в обязательном порядке иметь должностные инструкции, отсутствие последних проверяющие расценивают как нарушение требований законодательства о труде (см. письмо Минсоцполитики Украины от 25.12.2013 г. № 564/13/116-13). Соответственно, к должностным лицам работодателя может применяться админответственность согласно ч. 1 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также штраф по абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — в размере минзарплаты (в 2018 году — 3723 грн).

Данный вывод следует из того, что «до начала работы по заключенному трудовому договору собственник или уполномоченный им орган обязан <...> разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под расписку об условиях труда» (ч. 1 ст. 29 КЗоТ). То есть речь идет де-факто об ознакомлении именно с должностной инструкцией.

К тому же в п. 4 «Общих положений» Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1. «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, отмечается: справочники квалификационных характеристик профессий работников являются основой для разработки должностных инструкций работникам, закрепляющих их обязанности, права и ответственность.

Можно и далее продолжать перечень аргументов, подтверждающих значимость должностной инструкции для работников. Однако вывод будет один: правильно составленная должностная инструкция позволит предупредить произвольную трактовку работниками своих функций и полномочий, что, в свою очередь, сведет на нет конфликт между сторонами трудового договора, а также обезопасит должностных лиц работодателя от вполне реальных штрафов.

Для кого составлять должностные инструкции

Согласно вышеуказанным «Общим положениям» Справочника квалификационных характеристик, должностные (рабочие) инструкции составляются для работников всех должностей (профессий), указанных в штатном расписании. Исключением могут быть отдельные руководители, правовое положение которых определено в уставе (положении) предприятия или соответствующего подразделения, где прописаны основные задачи, обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций.