(комментарий к постановлению ВС/КАС от 25.04.2018 г. по делу № 804/2806/17)

Суть дела. По результатам проверки Гоструда выявлены нарушения п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением КМУ от 01.08.1992 г. № 442 (далее Порядок № 442), в части несоблюдения срока проведения аттестации, поскольку последняя аттестация рабочих мест проведена в 2008 году, и продлено действие данного приказа приказом директора предприятия  от 8 января 2014 года. Однако предприятие (истец) считает, что решениями судов предыдущих инстанций не опровергнуты факты по вопросу аттестации рабочих мест, а именно: результаты аттестации используются в течение 5 лет до проведения аттестации и в течение 5 лет — после. Именно поэтому результаты аттестации 2008 года действуют по 2018 год включительно, а результаты аттестации 2017 года будут действовать и на период после 2013 года и до 2022 года. Посему предприятие продолжило отстаивать свою позицию в Верховном Суде, обратившись с кассационной жалобой.

Решение суда. ВС/КАС согласился с аргументами, изложенными судами первой и апелляционной инстанций.

Аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные колдоговором, но не реже чем раз в 5 лет (п. 4 Порядка № 442).

При этом Разъяснением о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в отдельных случаях, утвержденным приказом Минсоцполитики от 21.08.2000 г. № 205 (далееРазъяснение № 205), предусматривалось, что в некоторых ситуациях ввиду затруднительного финансово-экономического положения, сложившегося на предприятии по независящим от него причинам, для проведения аттестации рабочих мест, где не произошли коренные изменения условий и характера труда, возможно использование результатов санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса, полученных во время предыдущей аттестации.

Вместе с тем должен быть утвержден приказом по предприятию по согласованию с местной государственной экспертизой условий труда, главным государственным санитарным врачом, соответственно, АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя, водного, железнодорожного, воздушного транспорта, объектов, имеющих особый режим работы, и с выборным органом профсоюза и уполномоченным трудового коллектива предприятия по вопросам охраны труда план-график проведения аттестации этих рабочих мест в полном объеме в случае улучшения финансово-экономического положения предприятия, но не позднее чем через год, за счет фонда охраны труда или других денежных средств предприятия.

Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством Украины не предусмотрена возможность продления сроков действия аттестации рабочих мест по условиям труда для установления льгот и компенсаций по своему усмотрению предприятия, в т.ч. и на неопределенный срок.

В свою очередь, ВС/КАС добавляет: результаты аттестации применяются в течение 5 лет после утверждения ее результатов. Продление сроков действия аттестации рабочих мест по условиям труда на более длительный срок действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, ссылку жалобщика на действие аттестаций в течение 5 лет до и 5 лет после нее суд считает безосновательной и отклоняет.

Комментарий. Упомянутый п. 4 Порядка № 442 различает только два вида аттестации рабочих мест по условиям труда:

  • очередную — проводится в сроки, предусмотренные колдоговором, но не реже чем раз в 5 лет;
  • внеочередную — проводится в случае коренного изменения условий и характера труда по инициативе работодателя, профсоюзного комитета, трудового коллектива или его выборного органа, органов Гоструда.