С правовой природой транспортно-экспедиторских услуг мы ознакомились в материале «Договор транспортной экспедиции: условия и особенности».
О документальном оформлении в зависимости от того, по какой схеме работает экспедитор — прямой или посреднической, мы рассказывали в материале «Документальное оформление транспортно-экспедиторских услуг».
Сейчас рассмотрим учет у экспедитора при предоставлении услуг в пределах Украины (т.е. без привлечения нерезидентов или как заказчиков, или как лиц, у которых экспедитор покупает услуги перевозки, сопутствующие транспортным, арендные и т.д.). Ведь при работе с нерезидентами свои особенности — инвалютные, по налогу на репатриацию, разницам по налогу на прибыль, да и по НДС также. Вот их стоит рассмотреть отдельно

Посредническая схема

Экспедитор выступает в роли посредника и от своего имени (посредничество по схеме комиссии, см. ст. 1011 ГКУ) или от имени заказчика (посредничество по схеме поручения, см. ст. 1000 ГКУ) организует перевозки, предоставление других сопутствующих услуг.

То есть для перевозки или для других услуг привлекают третьих лиц, и данные суммы компенсируют как расходы. В этом случае отдельно выделяют сумму вознаграждения экспедитору и отдельно — суммы компенсации его расходов на привлечение третьих лиц (так называемые «транзитные» суммы).

К плате экспедитора не относятся расходы экспедитора на оплату услуг (работ) иных лиц, привлеченных к исполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при исполнении договора транспортного экспедирования (ст.ст. 10, 12 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV, далееЗакон № 1955).

То есть при такой схеме отдельно выделяют:

  • вознаграждение экспедитора — это его плата за предоставленные услуги по организации перевозки;
  • компенсацию расходов на организацию перевозки (в частности, и возмещение расходов на услуги третьих лиц) — это транзитные суммы, к вознаграждению экспедитора они не относятся.