Несмотря на то что новый План счетов и Типовая корреспонденция действуют уже полутора года, вопросов относительно применения субсчетов и отражения операций меньше не становится. Также множество вопросов вызывает проведение классификации операций на обменные и необменные. Потому давайте рассмотрим наиболее распространенные вопросы, возникающие у бухгалтеров бюджетных учреждений.

Основные нормативные документы, которыми бухгалтеру следует руководствоваться при определении соответствующего субсчета, вида операции и бухгалтерских проводок, – НП(С)БУГС, План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина Украины от 31.12.2013 г. № 1203 (далее План счетов № 1203), Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина Украины от 29.12.2015 г. № 1219 (далееПорядок № 1219), Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина Украины от 29.12.2015 г. № 1219 (далее — Типовая корреспонденция).

Учет необоротных активов

На каком субсчете учитывать телевизор стоимостью 5595 грн, пылесос моющий ─ 3510 грн, стол компьютерный ─ 3750 грн, шкаф ─ 3550 грн, диван угловой ─ 4700 грн? На какой счет отнести перечисленные необоротные активы: как основные средства или как прочие необоротные материальные активы?

ОТВЕТ: Прежде чем определиться с субсчетом, необходимо обратиться к НП(С)БУГС 121 «Основные средства».

Бюджетные учреждения к малоценным необоротным материальным активам относят предметы стоимостью (без НДС), не превышающей 6000 грн, и срок использования которых составляет больше одного года (абз. 2 п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 «Основные средства»).

Поэтому все перечисленные предметы попадают на субсчет 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

На территории бюджетного учреждения растут единичные деревья. На какой субсчет поставить их на учет: 1711 или 1017?

ОТВЕТ: В понимании бухгалтерского учета деревья можно назвать и долгосрочными биологическими активами, и многолетними насаждениями.

Многолетние насаждения включают, в частности, такие виды насаждений, как насаждения всех видов (деревья и кустарники), озеленительные и декоративные насаждения в парках, садах, скверах, на территории учреждений (п. 1.1 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далее — Методрекомендации по учету ОС).

Субсчет 1017 «Животные и многолетние насаждения» предназначен для учета долгосрочных биологических активов, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, а также плодоносных растений, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Руководствуясь Методрекомендациями по учету ОС, именно на этом субсчете учитываются деревья на территории учреждения, включая плодоносные деревья.

Арендатор (бюджетное учреждение) провел реконструкцию арендованных помещений. Как учитывать стоимость работ по реконструкции?

ОТВЕТ: Особенности учета проведенных арендатором улучшений помещения определяются НП(С)БУГС 126 «Аренда».

Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидавшихся от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных материальных активов (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУГС 126 «Аренда»).

Таким образом, стоимость улучшений как отдельный объект учета относится на одноименный субсчет 1118 «Прочие необоротные материальные активы» (п. 3 разд. IV Методрекомендаций по учету ОС).

Амортизация прочих необоротных материальных активов, созданных в результате улучшения объекта операционной аренды, начисляется прямолинейным методом с учетом срока использования объекта операционной аренды согласно договору аренды (абз. 2 п. 6 разд. V данных Методрекомендаций).

Учет запасов

На каком субсчете учитываются пальчиковые батарейки и как они потом списываются?

ОТВЕТ: Ввиду характеристик субсчетов, приведенных в Порядке № 1219, пальчиковые батарейки учетываются на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», а после выдачи в пользование их стоимость списывается с баланса. В дальнейшем ведется их оперативный количественный учет (п. 37 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, далееМетодрекомендации по учету запасов).

После использования их ресурса отработанные батарейки нельзя просто выбросить – их следует передать на утилизацию. Акт передачи на утилизацию является основанием для снятия батареек с количественного оперативного учета.

На каких субсчетах учитывать замок врезной, замок накладной и замок навесной?

ОТВЕТ: Такие предметы учитываются на субсчете 1812 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Ведь именно он предназначен для учета:

  •  хозяйственного инвентаря: предметы конторского и хозяйственного обустройства, столовый, кухонный и прочий хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;
  •  хозяйственных материалов, используемых для текущих нужд учреждений: электрические лампы, мыло, щетки и т. п.

Однако после выдачи их в пользование (в эксплуатацию) стоимость таких предметов списывается с баланса учреждения с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования (п. 37 разд. ІІ Методрекомендаций по учету запасов).

Единственный нюанс: чтобы снять замки с количественного учета, требуется соответствующий документ. Соответственно, когда, скажем, врезной замок вставлен в дверное полотно, то должен быть акт установки; если навесной замок сломался – должен быть акт, устанавливающий факт поломки. Данные документы позволяют снять предметы с количественного учета, чтобы не возникало нестыковок при проведении инвентаризации.

На каком субсчете учитывать призы (смартфоны, планшеты, кубки), приобретенные учебным заведением для награждения победителей математической олимпиады? Зависит ли субсчет от стоимости приза?

ОТВЕТ: Смартфоны, планшеты, кубки, приобретенные для награждения победителей олимпиады, учитываются на субсчете 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи» (независимо от стоимости). Именно этот счет используется для учета приобретенных (полученных) активов, удерживаемых для последующего распределения или передачи.

Как оприходовать саженцы деревьев и кустов, приобретенные для высадки?

ОТВЕТ: Для их учета предназначен субсчет 1517 «Сырье и материалы». Ведь согласно Порядку № 1219 именно на нем учитываются саженцы, а также семена, используемые для высадки. Да и называются саженцы деревьев и кустов часто именно посадочным материалом.

На какой субсчет относятся полученные бюджетным учреждением медикаменты, предназначенные для передачи другому бюджетному учреждению?

ОТВЕТ: Бюджетное учреждение, получившее запасы (медикаменты) для дальнейшей передачи, ставит их на учет на субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи».

Учет расчетов

Какой субсчет применять при расчетах по возмещению коммунальных услуг арендатором?

ОТВЕТ: План счетов № 1203 предлагает десяток субсчетов, предназначенных для учета расчетов, потому в них действительно можно запутаться. Если же проанализировать Типовую корреспонденцию, то она предлагает расчеты по возмещению коммунальных услуг арендатором отражать через субсчет 2117 «Прочая текущая дебиторская задолженность» или 6415 «Прочая текущая кредиторская задолженность».

Какой субсчет применять в случае предварительной оплаты товаров, работ услуг бюджетным учреждением?

ОТВЕТ: Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками при предварительной оплате товаров, работ, услуг используется субсчет 2113 «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги» То есть на этом субсчете отражается авансовая оплата бюджетным учреждением товаров, работ, услуг.

Учет доходов и расходов

Бюджетным учреждением приходуются стеклянные банки после использования содержащихся в них продуктов. На какой субсчет их оприходовать и какие это будут доходы: от необменной или обменной операции?

ОТВЕТ: Прежде всего необходимо определиться, в последующем стеклянные банки планируется использовать для нужд учреждения или они будут реализовываться. Ведь именно от этого зависит, какой субсчет использовать для признания доходов. Из характеристик субсчетов, приведенных в Порядке № 1219, следует:

  • если банки будут использоваться для нужд учреждения, то доход признается на субсчете 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе»;
  •  если же они предназначены для реализации, то доход признается на субсчете 7211 «Доход от реализации активов».

Доходы, признанные на субсчетах 7112 и 7211, являются доходами от обменных операций, которые отражаются, соответственно, в строках 2020 и 2030 разд. I Отчета о финансовых результатах (формы № 2-дс).

Бюджетное учреждение получило благотворительные взносы в денежной форме. Средства были использованы на приобретение товаров для хозяйственных нужд учреждения (приобретение канцтоваров, бумаги, моющих средств), связанных с ее основной деятельностью. Какая это операция: обменная или необменная? На какой субсчет отнести расходы: на субсчет 8013 или 8512?

ОТВЕТ: Прежде всего, обменная или необменная операция определяется отдельно для доходов и расходов. Получение бюджетным учреждением благотворительных взносов в денежной форме является доходом от необменных операций (п. 1.2 разд. ІІ НП(С)БУГС 124 «Доходы»). Согласно п. 3.4 данного раздела Стандарта доход признается одновременно с получением активов, то есть по факту отнесения благотворительных взносов на специальный регистрационный счет (или внесения наличных в кассу). Признаются доходы от таких операций через субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям».

Расходование хозяйственных и канцелярских товаров (приобретенных за счет благотворительных взносов) на нужды учреждения уже будет обменной операцией. При выдаче хозяйственных и канцелярских товаров для использования расходы признаются на субсчете 8013 «Материальные расходы» — если они связаны с осуществлением основных функций учреждения (а если это платные услуги — 8113).

Бюджетное учреждение уплатило в текущем году судебный сбор за поданный иск в суд. На какой субсчет отнести расходы? Как быть, если эта сумма будет возмещена ответчиком, поскольку решение было принято в пользу бюджетного учреждения?

ОТВЕТ: Поскольку судебный сбор уплачивается в связи с подачей судебного иска как обязательный платеж, то такие расходы целесообразно отнести на субсчет 8511 «Расходы по необменным операциям».

В случае возмещения суммы судебного сбора, уплаченного в текущем году, при поступлении средств на регистрационный счет восстанавливаются кассовые и фактические расходы: Дт 2313 «Регистрационные счета» Кт 8511 «Расходы по необменным операциям», 5511 «Финансовый результат выполнения сметы отчетного периода».

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт