(ответы на вопросы из семинара, проведенного 20.03.2018)

Перечень вопросов, изучаемых в ходе инспекционного посещения/невыездного инспектирования, приведен в Акте инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), использующего наемный труд, форма которого утверждена приказом Минсоцполитики Украины от 18.08.2017 г. № 1338.

Инспекторы труда проверяют соблюдение, в частности, норм КЗоТ, норм Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР (далее Закон об оплате труда), Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР (далееЗакон об отпусках), Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 (далее Порядок № 1266), Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 р. № 100 (далее Порядок № 100).

Итак, давайте рассмотрим наиболее распространенные вопросы касательно применения вышеперечисленных нормативно-правовых актов.

Оплата отпусков и корректировка среднего заработка

Как повышение окладов влияет на расчет отпускных? Распространяются ли на хозрасчетные предприятия требования п. 10 Порядка № 100 относительно корректировки среднего заработка для оплаты отпусков при повышении должностных окладов?

ОТВЕТ: Порядок исчисления заработной платы работникам за период ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением, творческого отпуска, отпуска для подготовки и участия в соревнованиях, дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, и компенсации за неиспользованные отпуска, устанавливает КМУ (ч. 2 ст. 21 Закона об отпусках).

На реализацию данной нормы был утвержден Порядок № 100, п. 7 которого определяет алгоритм расчета средней зарплаты и отпускных. А п. 10 Порядка уточняет, что при повышении должностных окладов, тарифных ставок нужно осуществлять корректировку среднего заработка.

Хозрасчетные предприятия также должны соблюдать эту норму, единственное, что им разрешено, — проводить корректировку среднего заработка с учетом финансовых возможностей.

Согласно разъяснениям Минсоцполитики, это не значит, что хозрасчетные предприятия не должны проводить корректировку, вместе с тем в случае затруднительного финансового положения можно только уменьшить размера коэффициента корректировки. Для этого должен быть проведен анализ финансовых возможностей предприятия, надлежащим образом оформлены обоснования, с учетом которых принимается решение о его уменьшении совместно с профсоюзом или другим органом, уполномоченным трудовым коллективом (см. письма Минтруда от 24.10.2008 г. № 696/13/84-08, от 15.07.2007 г. № 250/06/186- 07, от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

На предприятии не заключен колдоговор, соответственно, нормативно не предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) работникам. Вправе ли оно не корректировать среднюю зарплату, исчисленную согласно п. 7 Порядка № 100, на коэффициент повышения должностных окладов?

ОТВЕТ: Этот вопрос возникает в связи с тем, что абз. 1 п. 10 Порядка № 100 содержит норму, в которой прописано: заработок для исчисления средней зарплаты корректируется в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии согласно решениям, предусмотренным в колдоговорах (соглашениях).

Однако отсутствие колдоговора вовсе не означает, что работодатели не принимают решение о повышении должностных окладов (тарифных ставок).

Во-первых, формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в колдоговоре.

При условии, если колдоговор не заключен, работодатель обязан согласовать данные вопросы с профсоюзом, а в случае отсутствия — с другим уполномоченным трудовым коллективом органом (ч. 2 ст. 97 КЗоТ). Если же на предприятии установлена система оплата труда, то это значит, что на предприятии установлен базовый минимальный оклад и междолжностные (межквалификационные) соотношения. Таким образом, если есть система оплаты, то повышение минимального оклада (ставки) как раз и можно считать решением работодателя о повышении должностных окладов (тарифных ставок).

Во-вторых, минимальный должностной оклад (тарифную ставку), как правило, определяют на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц или в размере 110% (115%, 120%) от его размера. Поэтому привязка минимального должностного оклада (тарифной ставки) к данному показателю по сути является повышением, связанным с принятием законодательных актов.

В-третьих, работникам хозрасчетных предприятий зарплату повышают в связи с ростом уровня инфляции в порядке, определенном в колдоговорах, но не ниже норм, определенных Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.1991 г. № 1282-ХІІ (далее Закон № 1282) и положениями Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее Порядок № 1078). А отсутствие колдоговора свидетельствует о том, что порядок повышения зарплаты с целью проведения индексации необходимо определить актом работодателя по согласованию с профсоюзом или другим органом, уполномоченным трудовым договором. Зачастую оформляется положение об оплате труда.

Следовательно, отсутствие колдоговора не является основанием для непроведения корректировки средней зарплаты (исчисленной согласно Порядку № 100) на коэффициент повышения должностного оклада (тарифной ставки).

Обязательно липрименять коэффициент корректировки средней зарплаты для оплаты отпуска при повышении окладов? Как исчислить коэффициент повышения и до скольких знаков после запятой его округлять?

ОТВЕТ: Минсоцполитики и Гоструда подчеркивают: проведение корректировки средней зарплаты для оплаты отпуска при повышении должностных окладов (тарифных ставок) является обязанностью работодателя. Как аргумент они приводят норму ст. 12 Закона об оплате труда, в которой государственной минимальной гарантией называют оплату отпусков.

Корректировку средней зарплаты проводят, если повышение должностного оклада (тарифной ставки) произошло в расчетном периоде или в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок.

Для расчета коэффициента повышения должностного оклада (тарифной ставки) необходимо повышенный оклад (ставку) разделить на тот, который был до повышения. На полученный коэффициент повышения корректируют заработок за период до повышения оклада (ставки).

В заработок, подлежащий корректировке, включают: заработную плату, надбавки, доплаты, премии и прочие выплаты (суммы индексации, доплату до минзарплаты), которые учитываются при исчислении средней зарплаты, — за отрезок времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Вопрос, до скольких знаков округлять коэффициент повышения оклада (ставку), нормативно не урегулирован, следовательно, это нужно определить в нормативном акте работодателя (например, в положении об оплате труда).

Подробно на примере об алгоритме корректировки среднего заработка см. в материале «Как учитывать премии при расчете отпускных и корректировке заработка» газеты № 227/2017.

Нужно ли применять коэффициент повышения окладов при расчете средней зарплаты согласно Порядку № 100, если повышение незначительное, и после округления до двух знаков после запятой он равен 1,00?

ОТВЕТ: В данном случае уместно нормативным актом работодателя предусмотреть округление коэффициента повышения оклада (ставки) до двух знаков после запятой. Тогда у контролеров не должны возникнуть вопросы. Работодатель может аргументировать свое решение отсутствием нормативного урегулирования этого вопроса, а значит, он самостоятельно может принять решение о том, как округлять коэффициент повышения окладов (ставок).

В предыдущие годы не проводили корректировку среднего заработка для исчисления средней зарплаты для оплаты отпуска. Сможем ли мы избежать штрафов, если проведем перерасчет отпускных в 2018 году за предыдущие периоды?

ОТВЕТ: Перерасчет отпускных за прошлые периоды в связи с неприменением коэффициента стоит провести. Ведь если в ходе проверки органов Гоструда будет выявлено, что корректировка не проводилась, то инспектор издаст предписание, обязав работодателя устранить данное нарушение.

За это нарушение грозит финансовый штраф в размере минзарплаты (см. письмо Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16).

Трудовые и гражданско-правовые отношения

Работник исполняет обязанности кладовщика и развозит товар. Как указать в штатном расписании наименование должности и записать в трудовой книжке — кладовщик или водитель?

ОТВЕТ: Начать стоит с организационной структуры предприятия и штатного расписания. Для того чтобы правильно указать наименование должности в штатном расписании, нужно проанализировать положение о структурном подразделении, в которое вводится штатная единица, и должностную (рабочую) инструкцию, в которой определяют обязанности работника.

Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1. Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности утвержден приказом Минсоцполитики от 29.12.2004 г. № 336 (далееСправочник № 336).

Согласно п. 6 «Общих положений» р. 1 Справочника № 336:

  • он определяет перечень основных работ, которые присущи той или иной должности, исходя из установленного в отраслях экономики разделения и кооперации труда;
  • конкретный перечень должностных обязанностей определяют в должностных инструкциях руководителей, профессионалов, специалистов, технических служащих, которые разрабатывают и утверждают на основе Справочника № 336 работодатели, учитывая конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников;
  • если возникает необходимость, задачи и обязанности, включенные в типовую квалификационную характеристику той или иной должности, могут быть распределены между отдельными исполнителями или круг задач и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации.

В случае выполнения рабочим работ, относящихся к разным профессиям трудовой договор заключается по соглашению сторон по профессии, которая признана основной. Основной считается профессия с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими профессиями (п. 16 «Общих положений» р. 2 Справочника № 336).

Заметим, что совмещение профессий кладовщика и водителя нецелесообразно, ведь слишком разные квалификационные требования, предъявляемые к ним. Тем более что с кладовщиком можно (и нужно) заключать договор о полной материальной ответственности, а с водителем — нет (см. перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, приведенный в приложении № 1 к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24).

Таким образом, основной должностью считается должность с большим объемом выполняемой работы по сравнению с другими должностями, ею целесообразно считать ту профессию (должность), которая требует более высокой квалификации.

Классификатор профессий содержит наименование должности «секретарь», а в примерных штатных расписаниях, утвержденных приказом Минкультуры, есть должности секретарь учебной части или секретарь-машинистка. Как правильно назвать должность секретаря в музыкальной школе, чтобы она соответствовала Классификатор профессий?

ОТВЕТ: Названия должностей (профессий) в штатном расписании должны соответствовать Классификатору профессий ДК 003:2010, утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далееКлассификатор профессий).

Раздел 4 «Технические служащие» Классификатора профессий содержит следующие наименования должностей с кодом профессии 4115: секретарь, секретарь руководителя (организации, предприятия, учреждения), секретарь учебной части (диспетчер), секретарь незрячего специалиста, секретарь-стенографист, секретарь-машинистка. То есть может быть введена должность или секретаря учебной части, или секретаря-машинистки. Название должности зависит в первую очередь от должностных обязанностей работника.

Если проанализировать задачи и обязанности со Справочника № 336, то:

  • секретарь-машинистка выполняет технические функции, включающие обеспечение и обслуживание работы руководителя предприятия или его подразделений, получает необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей, вызывает по его поручению работников, организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает в отсутствие руководителя принятые сообщения и доводит до его сведения их содержание, обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создает благоприятные условия для его эффективной работы;
  • секретарь выполняет функции организационно-технического характера относительно создания благоприятных условий для обеспечения эффективного выполнения задач, возложенных на соответствующую административную структуру, получает необходимые сведения от подразделений или ответственных исполнителей, организует телефонные переговоры, принимает и передает телефонограммы, записывает в отсутствие ответственного получателя их содержание.

Следовательно, должности необходимо называть в зависимости от того, какие именно обязанности будет исполнять секретарь: по обеспечению и обслуживанию работы руководителя или по организационному обеспечению работы структурного подразделения (учебной части).

Заключен договор гражданско-правового характера с уборщиком, в котором указаны количество уборок, срок выполнения, стоимость одной услуги по уборке, составлен график с датами уборки. Можно ли данные отношения приравнять к трудовым? Вправе ли инспектор по труду налагать в данном случае штраф в связи с неоформлением трудовых отношений?

ОТВЕТ: В данном случае очень важно, что именно указано предметом гражданско-правового договора. Это должны были бы быть уборка помещений с указанием единицы измерения (площади) и стоимости единицы. Факт выполнения работ должен подтверждать акт выполненных работ, в котором указаны выполняемые работы (по видам), стоимость за единицу, объемы и общая стоимость.

Так, упоминание об уборщике (название профессии) и установление графика работы уборки с датами как раз свидетельствуют о признаках трудовых отношений. Если такую ситуацию обнаружит инспектор труда, то он может ее расценить как неоформление трудовых отношений. На практике же бывают неединичные случаи, когда при подобных обстоятельствах применяли штрафные санкции в 30-кратном размере минзарплаты, после чего работодателям приходилось оспаривать эти решения в судебном порядке.

Другие вопросы

За какой период инспектор по труду может наложить штраф? Применяется ли срок давности три года, если, например, проверка будет осуществляться в 2020 году, а нарушения выявлены за периоды с 2017-го или с 2015 года?

ОТВЕТ: Гоструда неоднократно подчеркивал: финансовые санкции, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, не являются административно-хозяйственными санкциями и во время их применения не действует общая исковая давность продолжительностью 3 года, установленная ст. 257 ГКУ (см. письма Гоструда от 29.12.2017 г., от 29.12.2017 г. № 12291/4/4.1-ДП17). Аргументирует ведомство свою позицию нормой ст. 16 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.1947 г., ратифицированной Законом Украины от 08.09.2004 г. № 1985-IV, в которой говорится, что инспекции на предприятиях проводятся так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих правовых норм.

Минсоцполитики в письме от 05.01.2018 г. № 8/0/22-18/134 недавно сделало немного другие выводы:

  • сроки давности в случае применения финансовых санкций ст. 265 КЗоТ не определены, поэтому в данной ситуации применяются общие сроки давности;
  • сроки давности для применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств (1095 дней или 3 года), предусмотренных ст. 114 НКУ;
  • указанные финансовые санкции применяются к работодателям, действия которых нарушают требования трудового законодательства по состоянию на день вступления в силу Закона Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIII, то есть с 01.01.2015.

Однако нормы НКУ относительно предельных сроков применения финансовых санкций касаются нарушений именно налогового законодательства, а не трудового.

Следовательно, предельные сроки для применения финансовых штрафов за нарушение трудового законодательства не установлены, единственное что — их можно применять только за нарушения, совершенные начиная с 01.01.2015.

Стоит ли проводить индексацию зарплаты за прошлые периоды, если она не осуществлялась вовремя? Какой размер финансового штрафа могут применить за непроведение индексации?

ОТВЕТ: Индексация начисляется и выплачиваются для поддержания покупательной способности населения Украины в условиях возрастания цен с целью соблюдения установленных ст. 48 Конституции Украины гарантий обеспечения достаточного жизненного уровня граждан. Поэтому она является государственной минимальной гарантией.

Гоструда рассматривает случаи неначисления индексации как несоблюдение государственных минимальных гарантий в оплате труда, за которое применяется финансовый штраф в 10-кратном размере минзарплаты, установленной на день выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). На это Гоструда указывает в письме от 19.05.2016 г. № 5548/4/4.3-ДП-16. В таком размере штраф могут применять только за нарушения, совершенные начиная с 01.01.2015.

Если инспектор труда выявит нарушения за периоды до 01.01.2015, то финансовый штраф он не может применить, но при этом издаст предписание об устранении нарушений (т.е. будет требовать доначислить надлежащую индексацию) и установит срок, к которому это нужно сделать.

Таким образом, стоит доначислить индексацию за периоды, начиная с 01.01.2015 во избежание значительных финансовых санкций, установленных ст. 265 КЗоТ.

Работник не появляется на работе более месяца, его не уволят, пока не выяснятся причины отсутствия. Какие данные нужно проставлять в таблице 6 отчетности по ЕСВ?

ОТВЕТ: Как правило, в случае, когда неизвестны причины отсутствия работника на работе, в табеле учета рабочего времени проставляют «НЗ» — до выяснения причин его отсутствия.

В случае если работник весь месяц отсутствовал на работе по невыясненным причинам, то в таблице 6 Формы № Д4 заполняют для него строку, в реквизите 15 которой указывается количество календарных дней пребывания в трудовых отношениях. Поскольку трудовые отношения с работником не расторгнуты, то реквизит 15 в данной ситуации равен количеству календарных дней в соответствующем месяце.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт