На предприятии работника отправляют в командировку во Францию. Цель поездки — посещение конференции и выставки, на что имеются официальные приглашения. Руководитель оформил со­ответствующий приказ на командировку. С целью быстрого получения визы и покупки билетов во Францию работник открыл туристическую визу и оплатил от своего имени. Формулировка платежа: оплата за туристические услуги.
Можно ли данные расходы возместить работнику, а потом отнести их к налоговым? Облагать ли сумму компенсации НДФЛ?

ОТВЕТ: Считаем, что расходы на оформление туристической визы и приобретение билетов через туристическую фирму в данном случае нельзя отнести к налоговым, и на то существует несколько причин, которые мы рассмотрим подробнее далее.

Налог на прибыль. Плательщик налога на прибыль может включить в налоговые расходы такие расходы двойного назначения, как расходы на командировку работников в пределах фактических расходов командированного лица, в частности, на (пп. 140.1.7 НКУ):

  • проезд (в том числе перевозка багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки;
  • оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях);
  • оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, прочие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания по месту командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Важное условие для этого — наличие подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в т.ч. электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физлица, в т.ч. бронирование в местах проживания.

Вместе с тем пп. 140.1.7 НКУ разрешает включать в налоговые расходы любые расходы на командировку при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с хоздеятельностью такого налогоплательщика, в частности (но не исключительно), таких: приглашений принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью налогоплательщика; заключенного договора или контракта; прочих документов, устанавливающих или удостоверяющих желание установить гражданско-правовые отношения; документов, удостоверяющих участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с хоздеятельностью налогоплательщика. Иными словами, главное условие, при выполнении которого предприятие сможет отнести расходы на командировку к налоговым, — документальное подтверждение связи этих расходов с хоздеятельностью.

Как раз это условие и стало камнем преткновения для отнесения к налоговым расходов, понесенных на визу и на проезд. Смотрите сами.

Первая причина, почему расходы на визу в данном случае не попадут к налоговым, — оформлена туристическая виза, а не деловая! При организации загранкомандировки оформляют именно деловую визу, ведь это подтверждает, что работник поехал в другую страну не по своим личным делам, а именно для решения рабочих вопросов. Хотя в пп. 140.1.7 НКУ не говорится о названии визы.

Доказать миндоходовцам связь расходов на туристическую визу с хоздеятельностью почти невозможно. Даже при наличии приказа на командировку и приглашения из другой страны возникнет немало вопросов, ведь туристическая виза не предусматривает поездок по рабочим вопросам.

Вторая причина, по которой расходы не только на туристическую визу, но и на билеты не могут попасть к налоговым, — формулировка платежа «оплата за туристические услуги»! Согласно пп. 140.1.7 НКУ, предприятие вправе отнести к налоговым расходам, в частности, расходы на оформление разрешений на въезд (виз) в другие страны, на проезд, но при наличии первичных документов, непосредственно подтверждающих стоимость визы, билета. В данном же случае в платежных документах подтверждена оплата именно туристических услуг, а это препятствует их отнесению к налоговым расходам.

Миндоходовцы также не поддерживают идею отнесения расходов на оформление визы через туристическую компанию к налоговым.

Так, в разъяснениях в подкатегории 102.07.14 ЕБНЗ они отметили, что «поскольку оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), полисов обязательного страхования и прочих документов, связанных с правилами въезда и пребывания по месту командировки, осуществлялось не напрямую налогоплательщиком, а туристическим агентством (комиссионером) по договору комиссии, то у плательщика отсутствуют первичные документы по расходам, связанным с оформлением указанных документов, и, соответственно, для определения объекта налогообложения такие расходы не учитываются». Да и Минфин в письмах от 06.03.2013 г. № 31-07230-16-29/7168 и от 17.07.2013 г. № 31-07230-16-27/21432 указывает, что «служебная командировка не имеет связи с туристической деятельностью и для возмещения командированному работнику расходов на туристические услуги основания отсутствуют». То есть, расходам на «туристические услуги» не место среди налоговых.

Такая практика сложилась из-за определения туристических услуг, которое Минфин приводит в упомянутых письмах. А именно: туристические услуги — услуги субъектов туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта, развлечений и т.д., направленные на удовлетворение потребностей туристов. При этом Минфин ссылается на Закон Украины «О туризме» от 15.09.1995 г. № 324/95-ВР (далее — Закон о туризме), хотя в указанном нормативно-правовом документе с 2003 года уже нет такого определения. В нем можно лишь найти определение «туристический продукт»1: это предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и прочие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.) (ст. 1 Закона о туризме). Туризм в целом — это временный выезд лица с места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или прочих целях без осуществления оплачиваемой деятельности по месту, куда лицо отправляется.

Конечно, читая последнее определение, можно подумать, что расходы на туристические услуги все-таки можно относить к налоговым. Но ведь в налоговом учете главное — правильное документальное подтверждение расходов и их связь с хоздеятельностью. Доказать связь расходов на туристическую, но не деловую (не бизнес) визу будет очень непросто.

Учитывая это, мы считаем2, чтобы все-таки отнес­ти к налоговым расходам стоимость билетов для работников в командировку, приобретенных через турфирму, в договоре с туристической фирмой «туруслуги» не должны фигурировать. Также в акте предоставленных услуг уместно прописывать четкий перечень отдельных услуг: оформление визы, приобретение билетов, бронирование гостиницы и т.д. Тогда такие услуги можно будет отнести к налоговым как прочие расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, не запрещенные НКУ (пп. 138.12.2 НКУ). Подтверждает это и судебная практика, в частности, определение Харьковского апелляционного административного суда от 09.02.2012 г. по делу № 2а-1106/11/2070, постановление Николаевского окружного административного суда от 07.06.2012 г. по делу № 2а-5929/11/1470, постановление Винницкого апелляционного административного суда от 15.02.2012 г. по делу № 2270/14447/113.

В данной же ситуации помимо того, что открыта туристическая виза, так еще и в платежных документах указано «оплата за туристические услуги», а потому считаем, что при такой формулировке рассчитывать на налоговые расходы нельзя.

Заметьте!

Прочие расходы на командировку (суточные, оплата стоимости проживания в гостинице и прочее) при условии выполнения требований НКУ могут попасть к налоговым расходам.

НДФЛ и ЕСВ. Если предприятие решит возместить работнику такие нехоздеятельные расходы, компенсация будет рассмотрена для целей налогообложения как дополнительное благо. Ведь в соответствии с пп. «г» пп. 164.2.17 НКУ, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работника включается доход, полученный им в виде суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь, кроме тех, которые обязательно возмещаются по закону за счет бюджета или освобождаются от налогообложения согласно р. IV НКУ. Поскольку расходы на визу и оплату билетов в данном случае нельзя считать расходами на командировку, как мы доказали выше, они не попадут в необлагаемые операции согласно пп. 165.1.11 НКУ, им прямая дорога в облагаемый НДФЛ доход.

Тогда, в зависимости от общей суммы месячного налогооблагаемого дохода, эту компенсацию следует облагать НДФЛ по ставке 15% или 17%.

В Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ), утвержденном приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020, дополнительное благо отображают с признаком дохода «126». А вот ЕСВ на такую выплату начислять не нужно, поскольку он не касается зарплаты работника.

Вывод

Специалисты Миндоходов не поддерживают идею отнесения расходов на туристические услуги (оформление виз, приобретение билетов для командировки, бронирование гостиницы и прочее) к налоговым. А если учесть то, что оформлена туристическая виза, за которую работник расплатился от своего имени, шансы снижаются до нуля. Мы придерживаемся мнения, что расходы, которые предприятие оплатит турфирме через подотчетное лицо за туристические услуги в виде оформления виз, приобретения билетов и прочее (конечно, речь идет именно о расходах, напрямую связанных с деловой поездкой), можно отнести к налоговым, но не как расходы на командировку, а как прочие расходы, не запрещенные законодательством (пп. 138.12.2 НКУ), но если нигде не фигурирует понятие «туруслуги». Хотя, учитывая соображения налоговиков, право на налоговые расходы придется доказывать в суде.

Вместе с тем, если вы все же компенсировали работнику понесенные расходы и рассматриваете их как нехоздеятельные, тогда не забудьте начислить и ПДФО, поскольку такая выплата — ни что иное как дополнительное благо.

Анастасия НЕВСКАЯ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 В налоговом учете «туристический продукт» приравнивают к понятию «туристические услуги».

2 Кстати, мы об этом писали в комментарии «Можно ли привлекать турфирмы для организации командировок».

3 В последнем коллегия судей не отрицает связь приобретенных туристических услуг (организация семинара) с хоздеятельностью, она не включила расходы на оплату туристических услуг только потому, что отсутствовали необходимые первичные документы.