Приобретение (импорт) автомобиля у нерезидента за валюту — это операции, которым свойственны как признаки операций импорта большинства товаров, так и особенности, обусловленные непосредственно характеристиками самого предмета импорта. Понимание общих и специальных правил данных операций — залог правильного отражения их в учете.
Итак, рассмотрим более подробно правила отражения в учете предприятия операций по приобретению (импорту) автомобиля у нерезидента за валюту

Оприходование импортного автомобиля

В первую очередь подчеркнем: автомобиль — это объект материальных ценностей, который может быть признан в учете как товаром, так и основным средством (в зависимости от характера и направления деятельности предприятия, а также от назначения использования приобретаемого авто).

Общие правила бухгалтерского и налогового учета импорта товаров изложены в материале «Импорт товаров: бухгалтерский и налоговый учет» газеты № 187/2017. А сейчас мы рассмотрим импортируемый автомобиль только как основное средство, руководствуясь квалификацей необоротных средств в соответствии с пп. 5.1.5 П(С)БУ 7 «Основные средства».

Бухгалтерский учет

Согласно общему правилу, основные средства должны приходоваться по первоначальной стоимости, порядок формирования которой урегулирован в п. 8 П(С)БУ 7 «Основные средства».

Так, в соответствии с п. 8 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость объекта основных средств (любых, не только импортируемого автомобиля) состоит из следующих расходов:

  • суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • суммы ввозной пошлины;
  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию/учреждению);
  • расходы по страхованию рисков доставки основных средств;
  • расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;
  • прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Обратите внимание

В соответствии с нормой п. 8 П(С)БУ 7, финансовые расходы не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) полностью или частично за счет займов (за исключением финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»).

Приобретаемый по импорту автомобиль, скорее всего, не является квалификационным активом. Теоретически можно предположить, что после покупки этот автомобиль может существенно и в течение длительного времени дорабатываться/переоборудоваться, что позволит отнести его к категории активов квалификационных. А практически это маловероятно. Посему о включении в первоначальную стоимость импортируемого автомобиля финансовых расходов речь не идет.

Порядок формирования составляющих первоначальной стоимости импортируемых товаров мы подробно описали в уже упомянутом материале «Импорт товаров: бухгалтерский и налоговый учет» газеты № 187/2017.

Кроме того, отдельные вопросы, связанные с операциями приобретения импортных основных средств, рассматривались в статье «Основные средства приобретены у нерезидента: бухучет курсовых разниц» газеты № 41/2016.

А сейчас остановимся на тех составляющих первоначальной стоимости импортируемого автомобиля, порядок формирования которых характерен именно для автомобилей — основных средств, в частности:

  • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств,
  • суммы ввозной пошлины.

Регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств

Прежде всего акцентируем внимание вот на чем. Приобретение транспортных средств отличается следующими особенностями: учитывая норму п. 7 ст. 1 Закона № 400, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации в Украине территориальными органами Министерства внутренних дел Украины, кроме случаев обеспечения легковыми автомобилями лиц с инвалидностью и наследования легковых автомобилей согласно закону, являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Таким образом, если предприятие импортирует легковой автомобиль, и он впервые будет регистрироваться в Украине, то при формировании его первоначальной стоимости важно учитывать также расходы на уплату сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Обратите внимание

Руководствуясь нормой пп. 14.1.163 НКУ, первая регистрация транспортного средства — это регистрация транспортного средства, осуществляемая уполномоченными государственными органами Украины относительно данного транспортного средства в Украине впервые.

В дополнение к вышеизложенной информации для наглядности на рис. 1 представим алгоритм действий предприятия-покупателя в зависимости от характеристик импортируемого автомобиля:

Рис. 1. Необходимость начисления и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке автомобиля

Рассмотрим более детально порядок начисления и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который необходимо соблюдать лицам, подпадающим под действие данной нормы Закона № 400.

В соответствии с нормой п. 6 ст. 2 Закона № 400, объектом налогообложения является стоимость легкового автомобиля.

Согласно норме п. 8 ст. 4 Закона № 400, установлены следующие ставки для расчета сбора:

  • 3% от стоимости легкового автомобиля, если она не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ), установленного законом на 1 января отчетного года. На 1 января 2018 года в Украине ПМТЛ составляет 1762 грн. Следовательно, ставка в размере 3% должна применяться для легковых автомобилей, стоимость которых в 2018 году не превышает или равна 290730 грн (1762 грн × 165);
  • 4% от стоимости легкового автомобиля, если она превышает 165, но не более 290 ПМТЛ (т.е. для легковых автомобилей стоимостью в 2018 году — от 290730 грн до 510980 грн);
  • 5% от стоимости легкового автомобиля, если она превышает 290 ПМТЛ (т.е. для легковых автомобилей стоимостью в 2018 году — свыше 510980 грн).

Теперь о другом аспекте.

Подобно тому, как одна из характеристик автомобиля — направление его использования (легковой или грузовой) — влияет на начисление или неначисление сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, так и другая характеристика, а также отдельные иные условия могут оказать влияние на необходимость начисления и уплаты ввозной пошлины и ее размер. И такой характеристикой является, например, вид используемого топлива.

В дополнение к предоставленной информации на рис. 2 покажем зависимость и величину ввозных импортных платежей от характеристики импортируемого автомобиля — вида топлива:

Рис. 2. Необходимость начисления и уплаты ввозных импортных платежей при покупке автомобиля в зависимости от вида топлива приобретаемого автомобиля

Кроме того, сделаем акцент: покупатель автомобиля является еще и плательщиком акцизного налога. Ставки акцизного налога определены в пп. 215.3.51 НКУ и подразделе 5 р. XX НКУ.

Отметим

Ставки акцизного налога, установленные п. 15 подраздела 5 р. XX НКУ, не применяются для легковых автомобилей, если они:

  • происхождением из страны, признанной государством-оккупантом согласно закону Украины и/или признанной государством-агрессором по отношению к Украине в соответствии с законодательством, либо ввозятся с территории такого государства-оккупанта (агрессора) и/или из оккупированной территории Украины, определенной такой согласно закону Украины;
  • произведены до 1 января 2010 года;
  • ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда в количестве более одного легкового автомобиля в течение календарного года.

В случае отчуждения в течение 365 дней со дня регистрации транспортных средств, при ввозе которых применялись ставки акцизного налога, определенные п. 15 подраздела 5 р. XX НКУ, налогоплательщик обязан уплатить акцизный налог за такие транспортные средства по ставкам, установленным ст. 215 НКУ.

Суммы ввозной пошлины

Напомним: ввозная пошлина устанавливается на товары, ввозимые на таможенную территорию Украины (ст. 272 ТКУ). Ставки такой пошлины установлены Таможенным тарифом Украины и дифференцируются в зависимости от кода УКТ ВЭД.

Кроме того, импортерам транспортных средств не следует забывать о том, что ст. 282 ТКУ предусмотрена возможность применения налоговых льгот в виде освобождения от обложения пошлиной, а именно:

  • в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 282 ТКУ, технические и транспортные средства, в т.ч. самоходные сельскохозяйственные машины, которые работают на биотопливе и классифицируются по кодам согласно УКТ ВЭД, определенным ст. 7 Закона Украины «Об альтернативных видах топлива», если данные товары не производятся в Украине. Порядок ввоза указанных технических и транспортных средств, в т.ч. самоходных сельскохозяйственных машин, определяется Кабинетом Министров Украины;
  • в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 282 ТКУ, продукция оборонного назначения, определенная такой согласно п. 9 ст. 1 Закона Украины «О государственном оборонном заказе», которая классифицируется по этим группам, товарным позициям и подкатегориям УКТ ВЭД 8702–8705 (только для пассажирских и грузовых автомобилей обычного типа, используемых в оборонных целях и имеющих легкую броню или оборудованных съемной броней).

Таким образом, в абсолютной величине расходы предприятия на уплату регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществляемых в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, а также суммы ввозной пошлины могут быть разными и зависят от ряда условий, указанных в НКУ и ТКУ.

Оприходование импортируемых транспортных средств как основных средств в бухучете отражается сначала на счете 15 «Капитальные инвестиции».

Так, первоначальная стоимость импортируемого автомобиля будет формироваться и отражаться в учете по Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» в корреспонденции со следующими бухгалтерскими счетами:

  • Кт 632 «Расчеты с иностранными поставщиками» — в части стоимости приобретаемого автомобиля, подлежащей уплате поставщику согласно договору;
  • Кт 651 «По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию» — в части начисления сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (при наличии такого начисления);
  • Кт: 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 37 «Расчеты с разными дебиторами», 63 «Расчеты с поставщиками», 68 «Расчеты по прочим операциям» и другие счета (при необходимости) — в части расходов, понесенных на уплату пошлины, услуг таможенного брокера, на страхование рисков доставки автомобиля, на его транспортировку, монтаж, наладку, а также прочие понесенные расходы, непосредственно связанные с доведением приобретаемого автомобиля до состояния, в котором он будет  пригоден для использования в запланированных целях).

И лишь затем основные средства (в т.ч. импортируемый автомобиль) могут быть введены в эксплуатацию (для дальнейшего использования). А данную операцию нужно отражать в учете следующей бухгалтерской проводкой: Дт 105 «Транспортные средства» Кт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».

Более подробно бухгалтерские проводки в случае приобретения импортируемого автомобиля (от операций оплаты за автомобиль до его ввода в эксплуатацию) приводятся далее в числовом примере.

(Продолжение статьи см. в следующем номере)

Ольга МИРОНОВА,

аудитор