Горячая пора представления годовой отчетности по налогу на имущество как раз в разгаре. Напоминаем, что 20 февраля — предельная дата, когда можно своевременно, без нарушения предусмотренного п. 286.2 НКУ срока, представить отчетность по плате за землю за 2021 год.
В текущем году для составления годовой отчетности плательщики традиционно применяют форму налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — Декларация), утвержденную приказом Минфина Украины от 16.06.2015 г. № 560. Следовательно, плательщикам, которые будут отчитываться не впервые, остается лишь вспомнить уже знакомые им правила заполнения Декларации
В первую очередь отметим: отчетность по плате за землю контролеры ждут не только от юридических лиц, но и в отдельных случаях — от физических лиц — предпринимателей.
Так, в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:
«..если право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка (земельных участков) оформлено на физическое лицо — предпринимателя, то такое лицо представляет в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности).
В случае если право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка оформлено на физическое лицо, то начисление платы за землю (земельного налога и/или арендной платы) осуществляет контролирующий орган (по месту нахождения земельного участка), который направляет (вручает) плательщику по месту его регистрации до 01 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении платы за землю».
Вместе с тем обратите внимание, что в части «права собственности, оформленного на физическое лицо — предпринимателя» приведенное разъяснение противоречит письму ГФСУ от 08.09.2015 г. № 8523/В/99-99-17-02-02-14. В последнем фискалы подчеркивали:
«ГКУ отдельно не определяет такой субъект права собственности, как физическое лицо — предприниматель, приобретение данного статуса разрешает только осуществлять хозяйственную деятельность»;
«Независимо от того, какой статус в дальнейшем физическое лицо выберет для себя, в том числе в случае принятия решения об осуществлении какой-либо деятельности (предпринимательской или независимой профессиональной), субъектом права собственности выступает именно физическое лицо, а не предприниматель».
Да и в действующем нынче разъяснении из категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), отвечая на вопрос о плательщике налога на недвижимость, контролеры подтвердили, что согласно ГКУ субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. В то же время физические лица могут быть собственниками любого имущества, в т.ч. недвижимого имущества коммерческого назначения.
Кроме того, Минюст в свое время в разъяснении от 14.01.2011 г. «Статус физического лица — предпринимателя: проблемы применения законодательства» отмечал:
«Следовательно, субъектом права собственности признается именно физическое лицо, которое может быть собственником любого имущества, кроме имущества, которое не может находиться в собственности физического лица. При этом правовой статус физического лица — предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, находящегося в его собственности.
Таким образом, недвижимое имущество необходимо регистрировать за физическим лицом».
Стало быть, обязанность по представлению отчетности касается прежде всего ФЛП — арендаторов земельных участков государственной или коммунальной формы собственности. Ведь сторонами соответствующих договоров предприниматели на практике являются нередко.
Отметим
Обособленные подразделения (филиалы) юридических лиц самостоятельно отчетность по плате за землю не представляют.
Специалисты ГНСУ по этому поводу разъяснили: налоговые декларации по плате за землю в государственные налоговые инспекции по месту нахождения земельных участков представляют плательщики платы за землю — юридические лица (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Что касается иностранных юридических лиц, то плата за землю такими лицами уплачивается через представительство, состоящее на учете в контролирующих органах, в зависимости от выбранного варианта регистрации (представительство иностранной компании, постоянное представительство нерезидента, управляющий имуществом, предприятие с иностранными инвестициями), с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). Соответственно, обязанность по представлению «земельной» отчетности нерезидентов также есть.
Юридические лица — совладельцы земельного участка, находящегося в их совместной собственности (общей долевой собственности), самостоятельно исчисляют земельный налог пропорционально надлежащей каждому из них доле (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
К тому же подчеркиваем: если юридическое лицо (ФЛП), арендующее земельный участок государственной или коммунальной собственности, заключило договор субаренды на этот земельный участок, именно такое лицо (арендатор, а не субарендатор) уплачивает арендную плату за указанный земельный участок и представляет в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка налоговую декларацию по плате за землю (см. разъяснение из категории 111.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Отметим
Нормами НКУ не предусмотрено освобождение от обязанности представлять налоговые декларации по земельным участкам, с которых земельный налог не взимается из-за применения налоговых льгот, или земельным участкам, не подлежащим налогообложению. Об этом речь идет в разъяснении из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).
Вместе с тем юридические лица, пользующиеся льготами по земналогу и предоставляющие в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, не только представляют отчетность, но и уплачивают на общих основаниях земельный налог за эти земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями), — с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий, сооружений (их частей) (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
В свою очередь, плательщик, являющийся одновременно плательщиком земельного налога и арендной платы, должен представить в орган ГНС по месту нахождения земельного участка отдельно налоговую декларацию по плате за землю относительно земельного налога и отдельно — по арендной плате (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
А сейчас ознакомимся с заполнением формы.
Попутно напомним: в случае незаполнения отдельных строк/граф ввиду отсутствия значения — в них ставятся прочерки (при представлении в бумажном виде) или они не заполняются (при представлении средствами электронной связи).
Заглавная часть Декларации
Начать заполнение отчетности следует с графы «Порядковий номер за рік за видом декларації» строки 1. Как прописано в примечании к последней, в соответствующей графе указывается номер, равный последовательно нарастающему числу в зависимости от количества представленных соответствующих деклараций.
Дополнительно контролеры разъясняют: Декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от Деклараций с отметкой «орендна плата». При этом отдельно нумерацию необходимо делать и по типу деклараций («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча») (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Тип Декларации указываем в соответствии с общими правилами, предусмотренными Регламентом. № 515:
— документ отчетности с типом «Звітний» представляет налогоплательщик, если за такой отчетный (налоговый) период документ отчетности он еще не представлял;
— документ отчетности с типом «Звітний новий» представляет налогоплательщик до истечения предельного срока представления для такого документа отчетности (в нашем случае — до 20 февраля включительно), если ранее уже он представлял документ отчетности с типом «Звітний» или «Звітний новий» за такой же отчетный (налоговый) период;
— документ отчетности с типом «Уточнюючий» представляет налогоплательщик по истечении предельного срока представления для такого документа отчетности, если ранее он уже представлял документ отчетности с типом «Звітний» или «Звітний новий» за уточняемый отчетный (налоговый) период, в частности, при изменении в течение года объекта и/или базы налогообложения, появлении новых объектов налогообложения.
Отметим
Субъект хозяйствования, который в начале года не был плательщиком платы за землю и в течение года получил право собственности (пользования) на земельный участок, представляет в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка (по своему выбору) или годовую налоговую декларацию по плате за землю, или ежемесячные декларации с типом «Звітна» (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). То есть не исключена ситуация, когда годовую «Звітну» Декларацию необходимо будет представлять и после 20 февраля.
Строка 1. Здесь еще необходимо указывать год, за который представляется Декларация (если отчетность годовая), или год и месяц (если налогоплательщик принял решение отчитываться каждый месяц, как это разрешает п. 286.3 НКУ). Порядковый номер месяца необходимо фиксировать арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле — «0»).
Что касается полей «починаючи з» и «з урахуванням уточнень з»,то они заполняются в следующих случаях:
— если плательщик представляет отчетную(ые) Декларацию(и) по вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам, при этом по коду органа местного самоуправления по местонахождению таких земельных участков по КОАТУУ плательщик Декларацию(и) не представлял, то в «Звітній» Декларации(ях) заполняется графа «починаючи з», в которой арабскими цифрами указываются число и месяц получения права собственности (пользования) на земельный участок (для чисел из одной цифры в первом поле необходимо поставить «0»). Вместе с тем в случае приобретения юридическим лицом в разные периоды (месяцы) календарного отчетного года прав собственности на земельные участки (независимо от того, на одной или нет территории органа местного самоуправления находятся земельные участки) Декларация представляется по каждому факту приобретения прав собственности на земельный участок в течение 20 к. дн. месяца, следующего за месяцем, в котором данные права получены. В Декларации в графе «починаючи з» указываются число и месяц получения права собственности на земельный участок (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua));
— если налогоплательщик на текущий год представил «Звітну» Декларацию, то при получении права собственности (пользования) на другой земельный участок в том же населенном пункте, изменении в течение года функционального использования земли, размера арендной платы, наступлении других факторов, влияющих на размер налогового обязательства по плате за землю, или выявлении ошибок такой плательщик должен представить «Уточнюючу» Декларацию по местонахождению земельного участка, в которой заполнить графу «з урахуванням уточнень з», т.е. указать число и месяц, когда произошли изменения, повлиявшие на размер налогового обязательства (опять-таки: для чисел из одной цифры в первом поле необходимо поставить «0»).
Дополнительно контролеры предоставили разъяснение (категория 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)): плательщик платы за землю, избравший ежемесячную форму представления налоговой декларации, в случае приобретения им в отчетном месяце права собственности (пользования) на еще один земельный участок в пределах того же населенного пункта (код органа местного самоуправления по местонахождению земельных участков по КОАТУУ одинаковый) представляет в течение 20 к. дн. месяца, следующего за отчетным, Декларацию по типу «Звітна» без заполнения графы «починаючи з».
Строка 2. Здесь необходимо указать полное наименование налогоплательщика (для юрлиц) или фамилию, имя, отчество (для физлиц-предпринимателей) согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).
Строка 3. Она предназначена для внесения информации о налоговом номере налогоплательщика — код по ЕГРПОУ или регистрационном (учетном) номере налогоплательщика, который присваивается контролирующим органом (для юрлиц), (регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующим органом, указывают юрлица-нерезиденты, у которых нет кода по ЕГР), или регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика — физического лица (физлица, имеющие в паспорте отметку о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта, указывают именно последние).
Строка 4. Здесь указывается основной вид деятельности субъекта хозяйствования — код по КВЭД, которым обозначен основной вид экономической деятельности согласно данным ЕГР.
Строка 5. В этой строке должны быть отражены данные о налоговом адресе налогоплательщика.
Напомним
Налоговым адресом налогоплательщика — физического лица считается место его проживания, по которому он поставлен на учет как налогоплательщик в контролирующем органе (п. 45.1 НКУ).
Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в ЕГР (п. 45.2 НКУ).
При заполнении адреса необходимо указать: улицу, № дома, № офиса, город (населенный пункт), район (если населенный пункт не является райцентром), область (если город не является областным центром).
Общепринятыми являются также сокращения «вул.» вместо «вулиця», «буд.» вместо «будинок» и т.п.
Факс и электронный адрес традиционно указывают по желанию плательщика. А вот поля для указания почтового индекса, междугородного кода и телефона предусмотрены как обязательные для заполнения (на случай, если городского телефона у субъекта хозяйствования нет, советуем в поле, отведенном для номера телефона, указать контактный мобильный номер, который значится в ЕГР как информация для связи с юридическим лицом/ФЛП).
Строка 6. Сюда вносится наименование территориального органа ГНС, в который представляется декларация, — по местонахождению земельного участка.
При заполнении данной строки не будет считаться ошибкой, если наименование контролирующего органа будет указано с сокращениями, например: «ДПІ в Дарницькому районі ГУ ДПС у м. Києві».
Однако не исключена ситуация, когда в один территориальный орган ГНС одновременно необходимо будет представить несколько деклараций по земналогу и/или арендной плате. Так, юридическое лицо, имеющее в собственности или пользовании, в т.ч. на условиях аренды, земельные участки на территории разных населенных пунктов (сел, поселков, городов), за их пределами или в разных районах одного населенного пункта (города), в т.ч. в год, объединения населенных пунктов территориальных общин в объединенные территориальные общины (коды согласно КОАТУУ разные), которые относятся к одному контролирующему органу, представляет в такой контролирующий орган отдельные налоговые декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) по каждому коду органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка.
Строка 7. Она предназначена для указания кода органа местного самоуправления по местонахождению земельного(ых) участка(ов) по КОАТУУ. Соответствующий Классификатор утвержден приказом Госстандарта от 31.10.1997 г. № 659.
Эту строку следует заполнять с особой внимательностью. Ведь вследствие представления Декларации с неправильно указанным КОАТУУ по указанному коду возникает объект налогообложения с начисленными налоговыми обязательствами, а по коду КОАТУУ, где фактически находится земельный участок, возникает факт непредставления или несвоевременного представления Декларации. В таком случае за непредставление или несвоевременное представление Декларации к такому налогоплательщику применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 120 НКУ.
Вместе с тем в случае, если соответствующая ошибка все же была допущена и в дальнейшем самостоятельно выявлена налогоплательщиком, необходимо представить следующие декларации:
— по КОАТУУ, указанному неправильно, — уточняющую декларацию, в которой, отразить отсутствие земельного участка, а также уточнить налоговое обязательство (должно быть уменьшено до «0») без применения штрафов, предусмотренных п. 50.1 НКУ;
— по правильному КОАТУУ — или годовую декларацию, или ежемесячные декларации по типу «Звітна».
І. Розрахунок суми земельного податку (далее — раздел І Декларации)
Соответствующий раздел основной (табличной) части Декларации заполняется владельцами земельных участков, земельных долей (паев), а также субъектами хозяйствования, являющимися землепользователями на правах постоянного пользования земельными участками.
В графе 2 следует указать категорию/целевое назначение земель — согласно информации, указанной в документах, удостоверяющих/подтверждающих право собственности/пользования земельными участками.
Соответствующий номер проставляется арабскими цифрами (формат ХХ.ХХ) согласно Классификации № 548.
В графе 3 необходимо указать вид права на земельный участок, т.е. код 1 или 2:
— 1 — если налогоплательщик является собственником земучастка;
— 2 — если налогоплательщик является землепользователем.
Код 3, которым обозначается пользование землей на праве аренды, для заполнения р. І Декларации не используется.
Графа 4 предназначена для внесения реквизитов документов, удостоверяющих/подтверждающих право собственности/пользования земельным участком (последовательность букв и цифр, к примеру серия и номер).
Такими документами могут быть: договор, на основании которого было приобретено право собственности/постоянного пользования земучастком (купли-продажи, дарения, мены и т.п.); свидетельство о праве собственности; свидетельство о праве на наследство; государственный акт на право частной собственности на землю; решение суда, вступившее в законную силу, и т.п.
В графы 5 и 6 вносится информация о дате регистрации права на земельный участок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (в следующем формате: дд.мм.гггг, где: дд — число месяца, мм — месяц, гггг — год), а также о регистрационном номере земельного участка (последовательность цифр), который присваивается при такой регистрации (конечно, если право регистрировалось).
Графа 7 заполняется при наличии кадастрового номера земельного участка.
Кадастровый номер земельного участка — это индивидуальная, не повторяющаяся на всей территории Украины, последовательность цифр и знаков, которая присваивается земельному участку при внесении сведений о ней в Государственный земельный кадастр и сохраняется за ним в течение всего времени существования (ч. 1 ст. 1 Закона № 3613).
Как правило, кадастровый номер отсутствует у земельных участков, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года: они считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера (п. 2 р. VII Закона № 3613).
Узнать кадастровый номер земельного участка (или убедиться в его отсутствии) можно с помощью Публичной кадастровой карты Украины.
Графы 8 и 9 предназначены для информации о площади земельного участка. Указывать ее нужно или в гектарах (с четырьмя десятичными знаками), или в квадратных метрах (с двумя десятичными знаками). Одновременно заполнять графы 8 и 9, переводя гектары в квадратные метры или наоборот, нет необходимости.
В графе 10 указываем информацию о нормативной денежной оценке (далее — НДО) единицы площади земельного участка (в гривнях с копейками, с двумя десятичными знаками).
Если площадь была указана в квадратных метрах, то НДО необходимо указывать в гривнях за квадратный метр, а если в гектарах — в гривнях за гектар.
Отметим
Информация о НДО земель размещена на официальном портале ГНСУ по ссылке: https://tax.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/dovidniki-/325490.html. Но в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), отвечая на вопрос, может ли данная информация использоваться налогоплательщиками при определении налоговых обязательств по плате за землю, контролеры отметили, что на официальном портале ГНС размещена сводная информация о проведении НДО, а не по каждому земельному участку. Данные о НДО отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по НДО земель, на основании которого и исчисляется сумма земельного налога или арендной платы. Формирование извлечений из технической документации о НДО земельных участков осуществляется территориальными органами Госгеокадастра. Заказать извлечение можно с помощью Публичной кадастровой карты Украины.
И еще один важный нюанс: согласно пп. 271.1.1 НКУ базой налогообложения земельным налогом является НДО земельных участков с учетом коэффициента индексации.
Госгеокадастр по индексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации НДО, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года. Коэффициент индексации НДО земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО земель.
В то же время п. 9 подраздела 6 р. ХХ НКУ предусмотрено, что индекс потребительских цен за 2017–2023 годы, используемый для определения коэффициента индексации НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется со значением 100%.
Согласно п. 286.2 НКУ при представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней необходимо подать справку (извлечение) о размере НДО земельного участка, в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой НДО.
Но налоговики соглашаются, что соответствующая справка носит информационный характер, и ее непредставление не является основанием для отказа в принятии налоговой декларации по плате за землю (см. разъяснение из категории 111.05 розділу «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Отметим
Если органы местного самоуправления принимают решение о новой НДО земли с учетом требований относительно срока его принятия и обнародования, размер арендной платы исчисляется с применением такой НДО, в т.ч. в случае невнесения изменений в договор аренды земли. Об этом говорится в разъяснении из категории 111.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
При утверждении новой НДО земли и если субъект хозяйствования — плательщик земельного налога по определенным причинам не может своевременно получить извлечение из технической документации о НДО земельного участка, то с целью представления налоговой декларации по плате за землю сумму налоговых обязательств по земельному налогу такой субъект хозяйствования самостоятельно исчисляет с учетом информации о нормативной денежной оценке земель, имеющейся в Государственном земельном кадастре.
В то же время после получения извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка субъект хозяйствования обязан в соответствии со ст. 50 НКУ уточнить показатели налоговой декларации по плате за землю (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Графа 11 заполняется, если НДО земельного участка проведена не была. В таком случае в графе 11 указывается НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области (в гривнях с копейками, с двумя десятичными знаками).
НДО единицы площади пашни по АР Крым и по областям приводится в приложении 1 к Порядку № 262.
В графе 12 плательщики должны указывать ставку земельного налога.
Напомним
Ставки земналога устанавливаются местными советами с учетом определенных статьями 274, 277 НКУ ограничений:
— ставка налога за земельные участки, НДО которых проведена, устанавливается в размере не более 3% от их НДО, для земель общего пользования — не более 1% от их НДО, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% от их НДО, а для лесных земель — не более 0,1% от их НДО;
— ставка налога за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной форм собственности), устанавливается в размере не более 12% от их НДО;
— ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов, НДО которых не проведена, устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 5% от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области, а для лесных земель — не более 0,1% от НДО площади пашни по АР Крым или по области.
Решения местных советов в разрезе населенных пунктов, в т.ч. со ставками земельного налога, обнародованы на официальном портале ГНСУ.
В графе 13 декларируем годовую сумму земналога по состоянию на 1 января отчетного года (в т.ч. в случае представления ежемесячных отчетных деклараций), без учета льгот.
Соответствующий показатель рассчитывается по формуле:
гр. 13 = гр. 8 или 9 х гр. 10 или 11 х гр. 12/100.
Сумма налога указывается в гривнях с копейками, с округлением до двух десятичных знаков.
В случае представления уточняющих деклараций в графе 13 необходимо указать годовую сумму земналога с учетом уточнений, без осуществления расчета по формуле. Так же расчет по формуле не нужно делать при представлении отчетной декларации за вновь отведенные земельные участки (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Графы 14–16 посвящены информации о льготах.
Так, в графе 14 указываем код льготы.
Коды льгот по плате за землю, которыми следует пользоваться при заполнении отчетности за 2021 год, предусмотрены как в Справочнике № 101/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, так и в Справочнике № 101/2 прочих налоговых льгот (оба справочника — по состоянию на 01.01.2021).
Графа 15 предназначена для отражения размера льготы (необлагаемой площади, льготной ставки и т.п.) в соответствии с законодательством и/или решением органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, согласно которому предоставлена льгота.
В графе 16 должна быть указана сумма льготы — сумма налога, которая фактически не будет уплачена в связи с ее применением (в гривнях с копейками, с округлением до двух десятичных знаков).
В графе 17 указывается годовая сумма земналога к уплате, т.е. сумма с графы 13, уменьшенная на сумму льготы с графы 16.
Следовательно, при отсутствии льготы по уплате земельного налога по соответствующему земельному участку показатель графы 13 будет равен показателю графы 17.
Вместе с тем не исключено, что льгота будет распространяться на всю площадь земучастка, а значит — сумма земельного налога к уплате за соответствующий участок будет нулевой: в таком случае графа 17 не будет заполняться (если отчетность представляют в электронном виде), или в ней будут проставлены прочерки (если плательщик будет представлять отчетность на бумажном носителе).
Для наглядности приведем пример заполнения раздела І Декларации в сервисе онлайн-отчетности Liga:REPORT.
ІІ. Розрахунок суми орендної плати (далее — раздел ІІ Декларации)
Данный раздел основной (табличной) части Декларации заполняется арендаторами земельных участков государственной или коммунальной формы собственности.
Правила заполнения граф раздела ІІ Декларации аналогичны вышеизложенным правилам заполнения отчетности плательщиками земналога.
Фактически единственное принципиальное отличие — вместо графы для ставки налога при заполнении раздела ІІ Декларации указываем размер арендной платы (графа 11). Последний должен быть указан в договоре аренды земучастка (с учетом ограничений, предусмотренных п. 288.5 НКУ).
Вашему вниманию — образец заполнения раздела ІІ Декларации в сервисе онлайн-отчетности Liga:REPORT.
ІІІ. Розрахунок податкового зобов’язання (далее — раздел ІІІ Декларации)
Раздел ІІІ Декларации заполняется и плательщиками земналога, и плательщиками арендной платы.
При этом обязательной для заполнения является лишь строка 3.
Так, в графе 3 строки 3 указываем годовую сумму начисленного земельного налога (переносится из строки «Всього» графы 17 раздела I Декларации) или арендной платы (переносится из строки «Всього» графы 12 раздела II Декларации) за отчетный (текущий) год.
В графах 4–15 строки 3 отражаем суммы ежемесячных платежей по земельному налогу или арендной плате по месяцам отчетного года.
Показатели граф 4–15 рассчитываем по формуле:
графы 4–15 = графа 3/12.
При разбивке годовой суммы земельного налога (арендной платы) на равные части помесячно, округление делаем так:
— за 11 месяцев отчетного года округление делаем по общим правилам округления;
— за последний месяц отчетного года сумма земельного налога (арендной платы) определяется как разность годовой суммы земельного налога (арендной платы) и суммы земельного налога (арендной платы) за первые 11 месяцев.
Строки 4–8 раздела ІІІ Декларации заполняются в случае уточнения налоговых обязательств. Разъяснение специалистов ГНСУ относительно заполнения соответствующих строк размещено в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua):
— в строке 4 необходимо отразить годовую и с разбивкой по месяцам начисленную сумму обязательства по данным ранее представленной декларации, которая уточняется (строка 3 уточняемой налоговой декларации;
— в строке 5 — начисленную к увеличению сумму налогового обязательства в текущем году с разбивкой по месяцам, по которым не наступил и/или истек срок уплаты (строка – строка 4);
— в строке 6 — начисленную к уменьшению сумму налогового обязательства в текущем году с разбивкой по месяцам, по которым не наступил и/или истек срок уплаты (строка 4 – строка 3);
— в строке 7 — сумму штрафа, которую необходимо указать в колонке 3 ((сумма граф с 4 по 15 строки 5 только по месяцам, по которым истек срок уплаты) х 3% или 5%);
— в строке 8 — сумму пени, рассчитанную с соблюдением норм ст. 129 НКУ. Общую сумму пени необходимо указать в графе 3, а в графах с 4 по 15 — с разбивкой по месяцам.
В строках с 4 по 6 и 8 раздела ІІІ Декларации заполняются колонки с 3 по 15.
Форма Декларации не предусматривает возможности исправления в составе «Звітної» («Звітної нової») Декларации ошибок, допущенных в ежемесячных Декларациях прошлых лет, а также в годовой Декларации. Исправление таких ошибок осуществляется в «Уточнюючих» Декларациях. В то же время в составе «Звітної» («Звітної нової») ежемесячной Декларации за налоговый период текущего года плательщик вправе исправить ошибки, допущенные в декларациях прошлых налоговых периодов (месяцев) текущего года (см. разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).
Если налогоплательщик считает, что форма Декларации вопреки НКУ увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, соответствующие суждения можно изложить в составленном в произвольной форме дополнении, которое считается неотъемлемой частью Декларации (п. 46.4 НКУ). В случае представления соответствующего дополнения в строке 9 раздела ІІІ Декларации указывается, на скольких листах оно изложено. Сам текст дополнения приводится в специально отведенном для этого поле — «Зміст доповнення».
И в завершение: Декларацию необходимо подписать и поставить дату заполнения.
Алена ГАРНИК,
эксперт-аналитик компании ЛІГА:ЗАКОН
______________________________________________________________
ПРАВОВОЙ ГЛОССАРИЙ
НКУ — Налоговый кодекс Украины.
ГКУ — Гражданский кодекс Украины.
Закон № 3613 — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI.
Регламент № 515 — Регламент компьютерной обработки налоговой отчетности, отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и прочей отчетности в органах ГФС, утвержденный приказом ГФСУ от 04.08.2017 г. № 515.
Классификация № 548 — Классификация видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 г. № 548.
Порядок № 262 — Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минагрополитики Украины от 23.05.2017 г. № 262.