В этом году в раздел IV НКУ «Налог на доходы физических лиц» законодатель внес только два изменения, и касаются они освобождения от налогообложения стоимости путевок на отдых, предоставленных работодателем, и внедрения единой базы данных отчетов об оценке недвижимости, применяемой при продаже недвижимости

Освобождение от налогообложения путевок на отдых, предоставленных работодателем

 (изменения в пп. 165.1.35 НКУ, внесенные Законом № 2245)

До 01.01.2018 согласно пп. 165.1.35 НКУ от обложения НДФЛ и военным сбором освобождалась только стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение, в т.ч. на реабилитацию инвалидов, на территории Украины, которые предоставлялись налогоплательщику и/или его детям в возрасте до 18 лет бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки):

  • профсоюзом, в который зачисляются профсоюзные взносы налогоплательщика — члена такого профсоюза, созданного в соответствии с законодательством Украины,
  • или за счет средств соответствующего фонда соцстраха.

А вот стоимость путевки, предоставляемой работодателем, или частичная компенсация ее стоимости признавалась налогооблагаемым доходом для работника в виде дополнительного блага и, соответственно, облагалась НДФЛ по ставке 18% и военным сбором — по ставке 1,5%. Это подчеркивали и специалисты ГФС, в частности, в письме от 24.03.2017 г. № 4697/5/99-99-13-02-03-16:

 «...сумма компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение (оздоровление), предоставляемой за счет средств [...] налогоплательщикам — работникам и их несовершеннолетним детям, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход таких плательщиков как дополнительное благо и облагается налогом на доходы физических лиц на общих основаниях».

Начиная с 01.01.2018, пп. 165.1.35 НКУ дополнен абзацем 2, согласно которому освобождена от налогообложения стоимость путевки на отдых, оздоровление и лечение, в т.ч. на реабилитацию инвалидов, на территории Украины налогоплательщика и/или членов его семьи первой степени родства, предоставленной работодателем — плательщиком налога на прибыль предприятий бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) раз в календарный год, при условии, если стоимость путевки (размер скидки) не превышает 5 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового (отчетного) года.

Расставим некоторые акценты.

Во-первых, «освобождающая норма» касается исключительно работодателей — плательщиков налога на прибыль. То есть в случае предоставления путевки работодателем-единщиком, такая путевка будет считаться для работника налогооблагаемым дополнительным благом.

Во-вторых, необлагаемая стоимость путевки (или суммы компенсации части стоимости) в 2018 году составляет 18 615 грн.

При этом если стоимость путевки будет больше указанной суммы, обложению будет подлежать вся стоимость путевки, а не только сумма превышения.

В-третьих, освобождается от обложения НДФЛ и военным сбором только стоимость путевки, предоставляемой работнику впервые в календарном году. Стоимость второй и каждой последующей путевки, предоставленной работодателем своему работнику, является для него облагаемым дополнительным благом.

В-четвертых, напомним: к членам его (работника) семьи первой степени родства относятся родители, муж или жена, дети налогоплательщика, в т.ч. усыновленные (пп. 14.1.263 НКУ).

Что касается последствий предоставления путевки в налогово-прибыльном учете работодателя, то законодатель их также предусмотрел. Соответствующие изменения внесены в пп. 140.5.10 НКУ, согласно которым финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму полной или частичной компенсации раз в календарный год стоимости путевок на отдых, оздоровление и лечение.

То есть на сумму предоставленной своему работнику путевки работодатель увеличит объект обложения налогом на прибыль.

Обратите внимание: в пп. 140.5.10 НКУ законодатель прописал норму относительно корректировки финрезультата в случае предоставления путевки налогоплательщику и/или его детям в возрасте до 18 лет. При этом освобождающая от обложения НДФЛ норма пп. 165.1.35 НКУ имеет намного шире круг родственников — члены семьи первой степени родства. Посему получается, что, например, предоставляя путевку ребенку старше 18 лет — такая путевка не облагается НДФЛ, но на ее стоимость (если буквально читать норму пп. 140.5.10 НКУ) не нужно корректировать и финрезультат.

Скорее всего, такая несогласованность — просто упущение законодателя, которое в ближайшее время будет исправлено. Но пока правки не внесены, как к несогласованности отнесутся налоговики — неизвестно. Будем ждать первые разъяснения.

А что с ЕСВ? К сожалению, несмотря на освобождение от обложения НДФЛ, работодатель должен начислять ЕСВ на стоимость предоставленных путевок (скидок) работникам. Ведь стоимость путевок работникам и членам их семей на лечение и отдых, экскурсии или суммы компенсаций, выданные вместо путевок за счет средств предприятия, включается в фонд оплаты труда как прочие поощрительные и компенсационные выплаты в соответствии с пп. 2.3.4 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Не включена стоимость таких путевок и в Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170. Соответственно, стоимость путевки (частичная компенсации ее стоимости) является объектом начисления ЕСВ согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ. Это подчеркивают и налоговики, в частности, в вышеупомянутом письме от 24.03.2017 г. № 4697/5/99-99-13-02-03-16, а также в подкатегории 301.03 системы «ЗІР».

Единая база данных отчетов об оценке при продаже недвижимости

Эта база создана с целью предупреждения занижения базы налогообложения (оценочной стоимости) при продаже недвижимого имущества. Принцип данного предупреждения заключается в следующем: с 01.01.2018 в п. 172.3 НКУ прописали, что доход физлица от продажи объекта недвижимости определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта, рассчитанной органом, уполномоченным осуществлять эту оценку в соответствии с законом, и зарегистрированной в единой базе данных отчетов об оценке.

Регистрация отчета об оценке осуществляется только при условии отсутствия нарушений при его составлении и в случае его полноты, правильности и соответствия, в т.ч. соответствия оценочной стоимости имущества, имущественных прав рыночным ценам. Результатом успешной регистрации отчета является присвоение ему уникального регистрационного номера.

Отчет об оценке, не зарегистрированный в единой базе данных отчетов об оценке, без присвоенного уникального номера является недействительным.

Как известно, договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 657 ГКУ).

Нотариус при удостоверении сделок проверяет регистрацию такого отчета в единой базе данных отчетов об оценке и наличие присвоенного ему уникального номера (абз. 6 п. 172.3, п. 172.4 НКУ). То есть фактически пока отчет об оценке не будет зарегистрирован с присвоением ему уникального номера, операция купли-продажи недвижимости не произойдет, ведь нотариус не сможет удостоверить договор.

Для справки

Нотариус удостоверяет сделку, предусматривающую любой переход права собственности на объекты недвижимости и объекты незавершенного строительства, кроме их наследования и дарения, при наличии документа об уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного из цены, указанной в сделке, но не ниже стоимости данного недвижимого имущества, определенной субъектом оценочной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по оценке имущества, в случаях, определенных ст. 172 НКУ, и заключения о стоимости имущества.

(п. 1.18 Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины,
утвержденного приказом Минюста от 22.02.2012 г.
№ 296/5)

В случае выявления недостатков и/или нарушений при составлении отчета об оценке, в т.ч. несоответствия оценочной стоимости имущества, имущественных прав рыночным ценам, единая база данных отчетов об оценке автоматически отказывает в его регистрации. А субъект оценочной деятельности, который не согласен с результатами проверки оценочной стоимости единой базой данных отчетов об оценке, имеет право в течение 10-ти дней обратиться в Фонд государственного имущества Украины с заявлением об осуществлении рецензирования отчета об оценке. Фонд государственного имущества Украины рассматривает такое заявление не более 5-ти дней.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»